"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Дидактическое пособие «Ёжики»
Авторское пособие, направленное на развитие тактильных ощущений и варианты его использования при работе с детьми
Дошкольный возраст — это ключевой период в жизни каждого человека. В данный период дети наиболее открыты для постижения окружающей действительности. Все органы чувств ребёнка устремлены на исследование предметного мира, что создаёт необходимую основу для его умственного и физического развития. В связи с этим, сенсорное развитие является одним из важных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, качестве. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей.
Сенсорное развитие является важным направлением и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у большинства детей отмечаются недостатки в развитии органов чувств, что выражается в недоразвитии способности к приёму, переработке и хранению информации, недостаточности словесного выражения. Многие дети (особенно со сложной структурой дефекта) оказываются в условиях сенсорной депривации, у них отмечаются недостатки сенсорных стимулов. В таких условиях тактильная чувствительность становится одним из способов познания окружающего мира, позволяет детям воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в их непосредственном контакте. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию тактильной чувствительности. Основными задачами таких игр являются: расширение опыта тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения; развитие умений дифференцировать осязательные ощущения. Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложной структурой дефекта) проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.
Рассмотрим одно из дидактических пособий, направленное на развитие тактильных ощущений, которое могут изготовить не только педагоги, но и заинтересованные родители. Это пособие «Тактильные ёжики». Для их изготовления понадобятся картонные шаблоны ёжиков (лучше из толстого картона), фломастеры, клей, различные материалы и предметы (имеющие определённые тактильные свойства). Вырезаем заготовки по контуру. Затем «оживляем» ёжиков: дорисовываем фломастерами глазки, носик, ротик. Можно воспользоваться и объёмными красками для ещё более реалистичного образа. Затем берём имеющиеся материалы и приклеиваем их на ёжиков. Можно взять любой бросовый материал: кусочки поролона, мелкую наждачную бумагу, бисер и пайетки, любые крупы. Один и тот же материал используем дважды. У нас должно получиться по два одинаковых ёжика. Это важное условие для проведения игры. Чтобы обыграть сюжет можно также изготовить полянку с травкой, солнышко, облачка и тому подобное. Ёжики готовы, можно приступать к игре.
Цель: расширить тактильные представления детей, тренировать в словесной передаче своих тактильных ощущений.
Задачи:
Варианты игры
Определи на ощупь
Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ход игры: Ребёнку предлагается на ощупь определить, что несёт каждый ёжик на спине. Если ребёнок затрудняется, педагог совместно с малышом рассматривает материалы, взрослый называет, что это за материал, какие свойства он имеет.
Найди на ощупь
Цель: развитие тактильных ощущений.
Ход игры: Педагог просит ребёнка на ощупь найти ёжиков на полянке, которые несут определённый материал (ракушки, пуговицы). Можно назвать конкретный предмет, а можно дать задание — найти группу по общему признаку (твёрдые, мягкие предметы).
Найди пару
Цель: нахождение одинаковых по тактильным ощущениям ёжиков.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть ёжиков, потрогать их и определить, какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие). Педагог спрашивает, что несут ёжики, просит детей с закрытыми глазами найти одинаковых ёжиков.
Эти заготовки-ёжики можно использовать для разных сюжетных игр. Детям очень полезно включать в игру разнофактурные игрушки: куклы, кубики, панно с мозаикой, эти дидактические ёжики. Все эти игрушки расширяют познание детей. Можно слегка видоизменить сами заготовки: изобразить на мордочках ёжиков разные эмоции. Тогда такой дидактический материал можно использовать и на других познавательных занятиях. Ёжик грустный — погладь его, после этого изображение заменяется на весёлого ёжика. Подобные задания без труда придумает каждый учитель, органично вплетая в основной ход занятия. Кроме того с помощью ёжиков и сопутствующего оформления можно разыгрывать театральные постановки. Травка, солнышко, тучка, домик — и вот простейший сюжет готов.
Дошкольный возраст — это ключевой период в жизни каждого человека. В данный период дети наиболее открыты для постижения окружающей действительности. Все органы чувств ребёнка устремлены на исследование предметного мира, что создаёт необходимую основу для его умственного и физического развития. В связи с этим, сенсорное развитие является одним из важных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, качестве. Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей.
Сенсорное развитие является важным направлением и в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у большинства детей отмечаются недостатки в развитии органов чувств, что выражается в недоразвитии способности к приёму, переработке и хранению информации, недостаточности словесного выражения. Многие дети (особенно со сложной структурой дефекта) оказываются в условиях сенсорной депривации, у них отмечаются недостатки сенсорных стимулов. В таких условиях тактильная чувствительность становится одним из способов познания окружающего мира, позволяет детям воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в их непосредственном контакте. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию тактильной чувствительности. Основными задачами таких игр являются: расширение опыта тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения; развитие умений дифференцировать осязательные ощущения. Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложной структурой дефекта) проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.
Рассмотрим одно из дидактических пособий, направленное на развитие тактильных ощущений, которое могут изготовить не только педагоги, но и заинтересованные родители. Это пособие «Тактильные ёжики». Для их изготовления понадобятся картонные шаблоны ёжиков (лучше из толстого картона), фломастеры, клей, различные материалы и предметы (имеющие определённые тактильные свойства). Вырезаем заготовки по контуру. Затем «оживляем» ёжиков: дорисовываем фломастерами глазки, носик, ротик. Можно воспользоваться и объёмными красками для ещё более реалистичного образа. Затем берём имеющиеся материалы и приклеиваем их на ёжиков. Можно взять любой бросовый материал: кусочки поролона, мелкую наждачную бумагу, бисер и пайетки, любые крупы. Один и тот же материал используем дважды. У нас должно получиться по два одинаковых ёжика. Это важное условие для проведения игры. Чтобы обыграть сюжет можно также изготовить полянку с травкой, солнышко, облачка и тому подобное. Ёжики готовы, можно приступать к игре.
Цель: расширить тактильные представления детей, тренировать в словесной передаче своих тактильных ощущений.
Задачи:
- учить различать на ощупь разные поверхности;
- расширять словарь детей;
- развивать умение классифицировать предметы, объединять их в группы по общему признаку.
Варианты игры
Определи на ощупь
Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ход игры: Ребёнку предлагается на ощупь определить, что несёт каждый ёжик на спине. Если ребёнок затрудняется, педагог совместно с малышом рассматривает материалы, взрослый называет, что это за материал, какие свойства он имеет.
Найди на ощупь
Цель: развитие тактильных ощущений.
Ход игры: Педагог просит ребёнка на ощупь найти ёжиков на полянке, которые несут определённый материал (ракушки, пуговицы). Можно назвать конкретный предмет, а можно дать задание — найти группу по общему признаку (твёрдые, мягкие предметы).
Найди пару
Цель: нахождение одинаковых по тактильным ощущениям ёжиков.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть ёжиков, потрогать их и определить, какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие). Педагог спрашивает, что несут ёжики, просит детей с закрытыми глазами найти одинаковых ёжиков.
Эти заготовки-ёжики можно использовать для разных сюжетных игр. Детям очень полезно включать в игру разнофактурные игрушки: куклы, кубики, панно с мозаикой, эти дидактические ёжики. Все эти игрушки расширяют познание детей. Можно слегка видоизменить сами заготовки: изобразить на мордочках ёжиков разные эмоции. Тогда такой дидактический материал можно использовать и на других познавательных занятиях. Ёжик грустный — погладь его, после этого изображение заменяется на весёлого ёжика. Подобные задания без труда придумает каждый учитель, органично вплетая в основной ход занятия. Кроме того с помощью ёжиков и сопутствующего оформления можно разыгрывать театральные постановки. Травка, солнышко, тучка, домик — и вот простейший сюжет готов.
Ольга Пеункова, учитель-дефектолог
г.Череповец
Рекомендуем почитать
- Многообразие продукции, собственное производство и высокое качество
- Кот Басик
- Положение о проведении конкурса «Создание условий для реализации Регионального компонента с учетом ФГОС»
- Самая большая в России витрина детских товаров
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку