"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Знакомимся с чувствами
Весёлое занятие-тренинг, помогающее познакомится с обозначениями чувств, потренироваться в их изображении, и, конечно, поиграть и пофантазировать
Одним из важнейших направлений деятельности психолога в детском саду является — психопрофилактика. Каждый специалист выстраивает для себя систему встреч с учётом особенностей данной группы детей и возрастных потребностей. Например, для малышей 2-3 лет основной задачей таких встреч будет — адаптация к детскому саду. А в 6-7 лет основной упор делается на волевую и мотивационную готовность к обучению в школе. Есть системы работ, позволяющие ребёнку лучше понять себя, научиться справляться с такими сложными эмоциями как гнев, обида, страх. Игры в данном случае будут направленные. С элементами сказкотерапии, психогимнастики и другие. Планируются встречи с группой детей на определённый период времени. Психолог определяет продолжительность и цели такой работы.
Пример встречи психолога с детьми (группа около 12 человек) 4-5 лет.
Цель: развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний других людей.
Задачи:
Психолог: Сегодня, дети, мы познакомимся с маленькими волшебными человечками. Этих человечков зовут гномики. Они такие маленькие, как вы. (Воспитатель показывает рукой какую-то высоту от пола.) Бывают и ещё меньше. Покажите мне, какие они маленькие (дети показывают). Ещё у них есть длинная-предлинная борода, покажите мне какая (показывают). На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат башмачки? (Дети топают ножками.) А на головах у гномиков есть забавные колпачки (достаёт колпачки). Это не простые колпачки, а волшебные, мы оденем колпачки и превратимся в гномиков! (Можно использовать приговорки: «Мы вокруг себя покружились и в маленьких гномиков превратились» или прохождение через «волшебный обруч»). Ещё гномики любят ходить друг за другом, пяточка к носочку. Давайте попробуем, как ходят гномики.
Зашагали ножки топ-топ-топ!
Прямо по дорожке топ-топ-топ.
Ну-ка веселее! Вот как мы умеем!
Убегали, убегали! Только пяточки сверкали!
Психолог: Ой, теперь, гномики, куда это мы с вами пришли? Это, по-моему, волшебный лес. Пойдёмте, погуляем по полянке. Гномики гуляли, как вдруг увидели медведя и немножко испугались. Страшно стало, что медведь проснётся и их съест. Покажите как было страшно гномикам (выразительные движения):
Покажите, что мы рады, нам приятно:
Психолог: Ой, посмотрите на небо, какие там появились облачка. (Воспитатель читает стихотворение Н.А. Екимова «Облака» и показывает нарисованные облачка.)
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел, как во сне,
Я расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной;
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Психолог: Кто покажет первое, радостное облачко? Грустное? Злое? Удивлённое? (Дети изображают облачка.)
Психолог: Ребята, посмотрите, что нам ветер принёс! Это снежинки, они все такие разные. (Детям раздают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции.) Ребята, посмотрите внимательно на свои снежинки и расскажите нам, что они чувствуют.
(Дети проговаривают.) А теперь, ребята, пойдёмте к столам. (На столе разложены разноцветные снежинки.) Это «Волшебные снежинки» у них ещё нет настроения, давайте придумаем для каждой своё настроение и нарисуем его. (Дети рисуют настроение для разных по форме и цвету снежинок. Рассказывают, у кого какое настроение получилось.)
Психолог: Молодцы, ребятки! Давайте покажем наши снежинки, попрощаемся и пойдём обратно в группу. Снимайте колпачки – станем опять детьми.
Одним из важнейших направлений деятельности психолога в детском саду является — психопрофилактика. Каждый специалист выстраивает для себя систему встреч с учётом особенностей данной группы детей и возрастных потребностей. Например, для малышей 2-3 лет основной задачей таких встреч будет — адаптация к детскому саду. А в 6-7 лет основной упор делается на волевую и мотивационную готовность к обучению в школе. Есть системы работ, позволяющие ребёнку лучше понять себя, научиться справляться с такими сложными эмоциями как гнев, обида, страх. Игры в данном случае будут направленные. С элементами сказкотерапии, психогимнастики и другие. Планируются встречи с группой детей на определённый период времени. Психолог определяет продолжительность и цели такой работы.
Пример встречи психолога с детьми (группа около 12 человек) 4-5 лет.
Цель: развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний других людей.
Задачи:
- развивать умение различать эмоции по графическим изображениям;
- развивать способность к сопереживанию другим людям через понимание собственных эмоциональных состояний;
- развивать выразительность мимики и пантомимики.
Ход занятия
(Обычно, при встрече с психологом для приветствия используется ритуал. Например, передача предмета со словами «я рад тебя видеть».)Психолог: Сегодня, дети, мы познакомимся с маленькими волшебными человечками. Этих человечков зовут гномики. Они такие маленькие, как вы. (Воспитатель показывает рукой какую-то высоту от пола.) Бывают и ещё меньше. Покажите мне, какие они маленькие (дети показывают). Ещё у них есть длинная-предлинная борода, покажите мне какая (показывают). На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат башмачки? (Дети топают ножками.) А на головах у гномиков есть забавные колпачки (достаёт колпачки). Это не простые колпачки, а волшебные, мы оденем колпачки и превратимся в гномиков! (Можно использовать приговорки: «Мы вокруг себя покружились и в маленьких гномиков превратились» или прохождение через «волшебный обруч»). Ещё гномики любят ходить друг за другом, пяточка к носочку. Давайте попробуем, как ходят гномики.
Зашагали ножки топ-топ-топ!
Прямо по дорожке топ-топ-топ.
Ну-ка веселее! Вот как мы умеем!
Убегали, убегали! Только пяточки сверкали!
Психолог: Ой, теперь, гномики, куда это мы с вами пришли? Это, по-моему, волшебный лес. Пойдёмте, погуляем по полянке. Гномики гуляли, как вдруг увидели медведя и немножко испугались. Страшно стало, что медведь проснётся и их съест. Покажите как было страшно гномикам (выразительные движения):
- сжались все в комочек, застыли;
- брови подняли вверх;
- глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть, пошевелится;
- рот приоткрыли;
- голову втянули в плечи;
- задрожали, зубами застучали;
- слова сказать не можем.
Покажите, что мы рады, нам приятно:
- мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу;
- большой палец мы поднимаем вверх, остальные сжимаем в кулачок (психолог показывает);
- гладим себя по груди, по головке, вот мы какие ловкие, смелые.
Психолог: Ой, посмотрите на небо, какие там появились облачка. (Воспитатель читает стихотворение Н.А. Екимова «Облака» и показывает нарисованные облачка.)
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел, как во сне,
Я расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной;
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Психолог: Кто покажет первое, радостное облачко? Грустное? Злое? Удивлённое? (Дети изображают облачка.)
Психолог: Ребята, посмотрите, что нам ветер принёс! Это снежинки, они все такие разные. (Детям раздают снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции.) Ребята, посмотрите внимательно на свои снежинки и расскажите нам, что они чувствуют.
(Дети проговаривают.) А теперь, ребята, пойдёмте к столам. (На столе разложены разноцветные снежинки.) Это «Волшебные снежинки» у них ещё нет настроения, давайте придумаем для каждой своё настроение и нарисуем его. (Дети рисуют настроение для разных по форме и цвету снежинок. Рассказывают, у кого какое настроение получилось.)
Психолог: Молодцы, ребятки! Давайте покажем наши снежинки, попрощаемся и пойдём обратно в группу. Снимайте колпачки – станем опять детьми.
Ольга Антоненкова,
педагог-психолог, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Отзывы наших читателей
- Только хиты продаж!
- Игровая технология «Сказочные лабиринты игры»
- Ценность личного общения с ребёнком
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку