"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2015
Речевой уголок своими руками
В дошкольном возрасте преобладающим видом деятельности является игровая деятельность, поэтому представленные материалы, дают возможность выполнять упражнения в виде забавной игры, которая решает серьёзные задачи. Создание представленных пособий позволяет детям самостоятельно или с помощью взрослого выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, фонематический слух, а так же закреплять полученные знания на занятиях.
Дидактическое пособие «Домик»
Как известно, развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, поэтому речевые уголки обязательно дополняются необходимыми для этого пособиями: шнуровки, массажные мячи, су-джок шарики и прочее. Доски для развития мелкой моторики также встречаются в логопедической практике, но чаще они представляют собой открытый вариант, а если и имеют закрытые отверстия, то с наименьшей функциональностью, ведь за дверкой зачастую следует лишь картинка, к тому же открытые варианты таких досок обладают меньшей эстетичностью. Данное пособие «Домик» сделано большей частью из фанеры, чтобы облегчить конструкцию, а для прочности и удобства закрепления деталей крепёжными элементами использовались рёбра жёсткости, на задней панели сделаны крючки, чтобы надёжно закрепить пособие на стене. Закрытые элементы добавляют не только эстетичность пособию и сюрпризный момент для ребёнка, но и, ко всему прочему, позволяют сэкономить пространство, так как разнообразные элементы располагаются не на одной длинной панели, а на двух (внешней и внутренней), причём наиболее функциональная аккуратно «спрятана». Пособие привлекает интерес ребёнка, включает множество различных приспособлений для развития мелкой моторики дошкольника.«Домик» представляет собой тренажёр для развития мелкой моторики через различные манипуляции с выключателем, розеткой, шпингалетом, замком, дверной цепочкой, дверным крючком, крышками, дверным звонком. Представленные элементы интересны ребёнку, потому что встречаются в его жизни повседневно без игровой направленности. Здесь же есть возможность осуществлять многократные манипуляции без ущерба для бытовых предметов, одновременно развивать ловкость пальцев рук, а приобретённая мышечная память будет очень актуальна в быту. Кроме того, развивается мелкая моторика, а для детей-логопатов это особенно актуально (страдает точность, быстрота и координация движений, преимущественно у детей с дизартрией). Значит косвенно и прямо развивается речь, потому как, играть можно не только самостоятельно, тренируя пальчики, но и с педагогом, проговаривая свои действия, подбирая необходимый антоним, слушая и выполняя инструкции.
Дидактическое пособие «Улитка»
Логопедические улитки и их варианты прочно вошли в обиход пользования логопедов и воспитателей на занятиях по развитию речи, автоматизации звукопроизношения. Моё пособие, вобрав положительные качества подобных дидактических материалов, отличается натуральным сырьём, из которого сделано. Кроме того, наличием и достаточным количеством средних по размеру карманов, а это уже решает задачу подбора необходимого картинного материала без особых материальных затрат. Мобильность, разнообразие карточек по лексическим темам, возможность включения в индивидуальные и групповые занятия, делают данное пособие многофункциональным.Это дидактическое пособие решает следующие коррекционно-образовательные задачи: учить формировать обобщающие понятия по различным темам, закреплять, расширять словарь по этим же лексическим темам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать навыки звукобуквенного анализа, навыки обобщения и систематизации;
- автоматизировать поставленные звуки в словах;
- формировать навыки связной речи, через составление рассказа с опорой на картинки.
Данная «Улитка» служит основой для составления последовательного рассказа с опорой на картинки, дополнением к ознакомлению и обобщению материала по различным лексическим темам, закреплению поставленных звуков в словах в различной позиции. В этом пособии картинный материал, который при желании может дополняться, подобран не только по различным лексическим темам, но и на следующие звуки в разных позициях (начало, середина, конец слова): [р], [л], [ж], [ш], [ч], [щ], [ц], [з], [с].
Перечисленные ниже игры и упражнения являются лишь небольшим примером того, как может использоваться данное пособие, ведь его главное положительное качество — это универсальность применения на занятиях, как индивидуальных, так и групповых.
Игры и упражнения
Упражнение «Подбери картинки на заданный звук»Цель: автоматизировать поставленный звук в словах.
Задачи: развивать фонематический слух; развивать навыки звукового анализа.
Упражнение «Подбери картинку с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова»
Цель: автоматизировать поставленный звук в словах в различной позиции.
Задачи: развивать навыки звукового анализа; развивать фонематический слух.
Упражнение «Подбери картинку по заданной теме»
Цель: закрепить слова по изучаемой лексической теме.
Задачи: развивать навыки обобщения и систематизации; развивать внимание, память, мышление.
Упражнение «Расскажи по схеме»
Цель: формировать навыки составления рассказа по картинкам.
Задачи: закрепить слова по изучаемой лексической теме; развивать грамматический строй речи, через согласование слов в предложении; развивать внимание, память.
Жанна Глазкова, учитель-логопед,
МАДОУ Д/с №119 о.в.«Соловушка»,
г.Магнитогорск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии