"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Дерево толерантности
Цель: формировать толерантное отношение учащихся друг к другу, научить принимать и понимать важность передачи эмоциональных связей, научить выработке терпения и уважения друг друга.
Образовательная задача: дать обобщённое представление о доброжелательности и толерантности.
Развивающая задача: развить у детей понимание чувств других людей, возникающих в проблемных ситуациях.
Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим людям; прививать навыки вежливости в общении с друзьями и родными.
Материалы и оборудование: лист ватмана, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры; мультимедийное оборудование и презентация на тему «Толерантное поведение».
Ход деятельности
Психолог: Здравствуйте, ребята! Какое замечательное слово «Здравствуйте», а что оно означает? Слово «Здравствуй!» происходит от традиции при встрече желать друг другу здоровья. Само же слово «здоровье», в свою очередь происходит от слова «дерево». У древних славян был культ деревьев, особо почитался дуб. Поэтому дерево ассоциировалось с чем-то большим и сильным, быть здоровым, означало быть большим и сильным, как дерево.Учащиеся: Ещё можно сказать «Добрый день», это значит желаем добра. Можно сказать, просто «Привет!» и улыбнуться.
Психолог: Всё правильно. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Моё настроение» Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своём прекрасном настроении?
Учащиеся: Можно улыбнуться.
Психолог: Правильно, знакомого можно порадовать своей улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки, на которых изображены дети с различными настроениями. (Дети рассматривают изображения.) По каким признакам вы можете определить, что одни дети весёлые, а другие грустные?
Учащиеся: По улыбкам.
Психолог: Молодцы! Выберите картинку, отражающую ваше настроение. (Учащиеся выбирают картинки, учатся навыкам самоанализа. Психолог может делать записи о выбранных картинках.)
Психолог: Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, рыжие и чёрные, добрые и злые, полные и худые, умные и не очень. Часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Давайте подумаем, в чём наше сходство, а в чём различие. Попробуем ответить вопросы. (Психолог зачитывает вопросы, дети рассуждают и дают ответы.)
- Национальность влияет на взаимоотношения людей?
- Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
- Как сказывается на общении с людьми наличие физических недостатков у человека?
Какой же мы можем сделать вывод? Самое важное при общении с другими людьми – это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Всё это есть черты толерантности, то есть терпимости. Основа Толерантности – доброта! Давайте проверим себя – насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности. Как вы думаете, что это за черты личности?
Учащиеся: Это умение владеть собой, обладать чуткостью, доброжелательностью, доверием к ближнему, великодушием, быть бескорыстным, уметь сопереживать.
Психолог: Сейчас мы создадим «Дерево толерантности», которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться. (Проводится упражнение «Дерево толерантности».) На столах вы видите цветную бумагу, из неё мы сделаем листочки дерева. На этих листочках я прошу всех вас написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, и закрепить их на нашем дереве толерантности. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Учащиеся пишут и приклеивают листочки к дереву. Затем учащиеся читают о том, что написали: помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых; не ссориться, стараться понять друг друга; не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки; больше общаться, узнавать друг друга; уважать друг друга; стараться стать лучше.)
Психолог: Ребята, что вам понравилось в занятии? Что вы можете взять для себя из нашего общения? Оцените своё настроение во время занятия? (Заслушиваются ответы учащихся. Можно предложить выбрать картинки, где изображены дети с различными настроениями. Затем можно сравнить их). Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами: будьте добрыми, любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, умейте прощать; будьте надёжными, честными, правдивыми, выполняйте свои обещания; будьте заботливыми, вежливыми, внимательными, любезными; будьте щедрыми. И всё это вам поможет жить в мире!
Анастасия Епишина
педагог-психолог МБОУ СОШ № 10
г. Балашиха, Московская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии