"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Заниматься и играть
Я учитель-логопед в детском саду. Работаю с детьми с нарушениями речи. Очень часто у родителей возникает вопрос: что делать, если ребёнок не хочет заниматься? Конечно играть! Мы знаем, что массаж пальчиков, рисование, лепка, игры с мелкими предметами улучшают речь. Развитие мелкой моторики, конечно не панацея, только от пальчиковых игр ребёнок не заговорит, но положительное влияние на речевое развитие – бесспорно. Центр развития мелкой моторики и речи в мозге находятся по соседству, и за счёт этого соседства, развивая движения пальчиков, мы стимулируем развитие речи. Поэтому я часто в своей работе с детьми совмещаю речевые игры с манипуляциями различными предметами. Представленные игры требуют некоторой подготовки, но их можно сделать дома. Изготовление не займёт много времени и материальных затрат. А дети с большим удовольствием поиграют в них.
Игра «Паутинка»
Многофункциональное логопедическое пособие для детей 4-6 лет. Включает в себя игровое поле, выполненное на деревянной основе (кухонная доска) с прикреплёнными к ней канцелярскими гвоздиками, резинки для плетения браслетов, листы с игровыми заданиями и соответствующие им листы-вкладыши с отверстиями под гвоздики (перфокарты), игрушка-паучок небольшого размера. Игровые задания представляют собой последовательность картинок на заданный звук, лексическую тему. Картинки можно подобрать в соответствии с закрепляемым звуком.Цель игры: развитие мелкой моторики рук, ориентировки на листе бумаги, развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение словарного запаса в зависимости от карточки с заданием.
Ход игры
Перфокарта закрепляется на основе с гвоздиками. Необходимо соединить картинки на перфокарте резинками от одного гвоздика к другому по заданию: выбрать все картинки с заданным звуком, выбрать лишнюю картинку с карточки-задания, отгадать загадку и соединить картинки отгадки, найти такую же картинку и соединить их в заданной последовательности, соединить только односложные слова или слова, начинающиеся на гласный звук.
В конце игры, когда вся паутинка будет выложена, паучок проходит по паутинке, ребёнок повторяет слова, проговаривая все звуки правильно. Можно задать дополнительные вопросы: например, какая фигура получилась, что она напоминает, посчитать получившиеся фигуры. Можно использовать дополнительные условия: например, картинки со звуком С соедини жёлтыми резинками, а со звуком Ш – зелёными. Например, карточка-задание: последний звук первого слова является первым звуком следующего (апельсин-носок-карандаш-шалаш-шкаф-фартук-корзина-апельсин). Соединить резинками все подходящие картинки на перфокарте.
Игра «Шнурочек протяни, что сначала расскажи»
Цель: развитие мелкой моторики, определение временной последовательности, составление рассказа по серии картин.Для изготовления игры потребуется деревянное основание, на котором закреплён шнурок и канцелярские гвоздики, лист с заданием, в котором вырезаны отверстия для гвоздиков (перфокарта).
Ход игры: необходимо определить, где первая картинка –
начало рассказа, с помощью шнурка соединить все картинки и озвучить получившуюся последовательность.
Примеры задания: «Откуда пришел хлеб», «Режим дня», «Как построить дом», «Как сделать салат».
Игра «Прищепочный конструктор»
Прищепки – не только вещь, необходимая в хозяйстве, но и замечательная игрушка. С прищепкой маленькой ручке справиться не так-то просто. Она так и норовит выпрыгнуть из рук или укусить пальчик. Мы с детьми придумали им новое использование.Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентировка в пространстве, формирование грамматического строя речи, запоминания графического образа букв и цифр, развитие фантазии, словарного запаса и связной речи, запоминание цветов.
Ход игры
Для игры необходимы бельевые прищепки разного цвета. Не следует выбирать слишком крупные или слишком мелкие прищепки, а также тугие или слабые. Ребёнку будет сложно удержать их в руках. Если соединить прищепки в разной последовательности, можно получить какую-либо фигуру, букву и даже животное. Всё зависит от вашей фантазии. Готовыми фигурками можно играть, использовать их как героев настольного театра. Можно придумать свою сказку.
Игра «Ферма»
Вам потребуются картинки животных и растений. На листе бумаги наклеиваются изображения домов, растений таким образом, чтобы за ними образовался кармашек, в который можно поместить картинку животного.Цель: расширение пассивного и активного словаря по теме «Дикие и домашние животные», «Ферма», формирование грамматического строя речи (предлоги, притяжательные прилагательные), развитие мелкой моторики, зрительной памяти.
Ход игры: играть можно как одному ребёнку, так и в паре или небольшой подгруппой. Примеры заданий: «Животные играют в прятки» – ребёнок по инструкции логопеда ищет животное, спрятанное в кармашке (видна только часть туловища), и называет его; «Спрячь животное» – ребёнок по инструкции логопеда или по своему желанию распределяет животных на «ферме»; ответить на вопросы: «Куда спрятались животные?», «Откуда выглядывает корова?», употребляя предлоги; ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Чьи это рога?» и назвать животных; «Бывает – не бывает» – животные помещаются на нетипичное для них место, например, корова на крыше дома; «Запоминалки» – запомнить расположение животных, затем попросить ребёнка закрыть глаза и поменять местами животных.
Представленные игры ещё хороши тем, что их можно изготовить вместе с ребёнком. Дети будут рады поучаствовать в процессе создания игры, в подборе картинок, посоветуют вам цветовое оформление пособия, будут бережнее относиться к своему творению. Надеюсь, информация для педагогов и родителей была интересной и полезной. Создавайте и играйте с пользой.
Елена Черникова,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ «Детский сад №87», г. Курган.
Рекомендуем почитать
- Как помочь ребёнку запустить речь
- Winx Club
- Звук «р» в словах со слогом «ра»
- "Золотой медвежонок" - выбор детей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии