"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Пальчиковые игры с художественной кисточкой
Кинезитерапия относится болгарскими учёными Л. Боневым, П. Слынчевым, Ст. Банковым к группе неспецифически действующих терапевтических факторов. Кинезитерапия – (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis – движение, therapia – лечение) – дословно «лечение движением». Одним из направлений кинезитерапии в логопедии и коррекционной педагогике является пальчиковая гимнастика.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы (мышление, деятельность, речь, поведение). Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры с художественной кисточкой благоприятны в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Такие игры концентрируют внимание на одном виде деятельности, активизируют моторику рук, расширяют пассивный словарь (существительные по текущим темам, названия основных цветов, названия частей тела и пальцев рук), формируют понимание речи окружающих, расширяют и уточняют понимание эмоционального состояния (радость, грусть, удивление), создают благоприятную атмосферу, формируют познавательный интерес, навыки счёта, способствуют коррекции всех психических процессов.
Мы предлагаем коллегам наш опыт работы в разновозрастной группе для детей 3-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учитывая соматически ослабленное здоровье, излишнюю тревожность детей, мягкий контакт художественной кисточки с кожей ребёнка создаёт, на наш взгляд, положительные эмоции. В начале года используются художественные кисточки с ручками разных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый). Со второй половины года используются кисточки с ворсом разной толщины, жёсткости, белого и тёмного цвета.
Пальчиковые игры с кисточкой можно выполнять в любой части занятия. Ребёнок кладёт правую (левую) ладошку на стол. Педагог показывает кисточки с ручками четырёх основных цветов. Ребёнок выбирает кисточку. При затруднении с выбором, взрослый оказывает помощь. По просьбе педагога ребёнок называет цвет ручки, отвечая на вопрос: «Какая по цвету ручка?» Выполнение упражнения сопровождается речью педагога и физической подсказкой. Движения рук и пальцев не являются спонтанными или произвольными, они несут определённую смысловую нагрузку. Пальчиками ребёнок «рассказывает» то, что вслух произносит играющий с ним взрослый.
Мы предлагаем часть пальчиковых игр с художественной кистью, разработанных в соответствии с тематическим планированием.
Первое полугодие (сентябрь-январь)
Игра «Весёлая кисточка»
Пальчик, пальчик, пальчик, пальчик, пальчик (Проводим по пальчикам, начиная с большого пальца от верхней фаланги пальца к ладони.)Ладошка (Рисуем круг на ладони.)
Рука (Обводим руку, начиная от ладони и до локтя, затем возвращаемся к ладони.)
Игра «Машина»
Би-би-би-би-би (Нажимаем кисточкой на кончики пальцев, начиная с большого),Гудит машина (Обводим руку, начиная от ладони и до локтя, затем возвращаемся к ладони.)
Не поеду без бензина. (Рисуем круг на ладони.)
Второе полугодие (январь-июнь)
Игра «Как зовут пальчики?»
Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (Проводим по пальчикам, начиная с большого пальца от верхней фаланги пальца к ладони.)Ладошка (Рисуем круг на ладони.)
Рука (Обводим руку, начиная от ладони и до локтя, затем возвращаемся к ладони.)
Игра «Кошка»
Кошечка, кошка,Бежит по дорожке (Рисуем волнистую линию на руке, начиная от ладони и до локтя, затем возвращаемся к ладони):
Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу (Проводим по пальчикам, начиная с большого пальца от верхней фаланги пальца к ладони).
Мышку я поймаю (Рисуем круг на ладони. Сжимаем пальцы в кулак.)
На занятии педагог-психолог активно использует символы эмоций. Ребёнок выбирает символ, это может быть удивление, радость или страх. Так педагог выявляет и корригирует эмоциональное состояние малыша, а художественная кисточка помогает улучшить настроение ребёнка и сгладить его депрессивное состояние, снять тревогу. Педагог рисует на руке ребёнка, например: «улыбку-радость», «кружок-удивление».
Учитель-логопед при изучении букв, лексических тем, также применяет в работе кисточки. Логопед рисует образ буквы на ладони ребёнка, а тот в свою очередь «поёт» соответствующий звук с опорой на графическое изображение буквы. При изучении лексической темы ребёнок выбирает предметную картинку (на выбор педагог предлагает ему 2-3 картинки по теме). Пальчиковая игра с кисточками и предметными картинками расширяет пассивный (активный) словарь детей, закрепляет образ предмета.
Учитель-дефектолог при помощи художественных кисточек помогает ребёнку освоить навыки счёта, изучить цвета, величину, геометрические формы. Дефектолог рисует на ладони ребёнка геометрические формы, а малыш называет, что нарисовал педагог с опорой на наглядность. Художественная кисть помогают изучать величины: большой-маленький, выше-ниже, широкая дорожка (рука) – узкая дорожка (пальцы).
Пальчиковые игры с художественной кисточкой развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную ориентировку, эмоциональный фон и устраняют нежелательное поведение. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговую активность в отличном состоянии.
Марина Голбан, учитель-логопед
Светлана Смирнова, педагог-психолог
Галина Типцова, учитель-дефектолог
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- «Рисуем» резинками, математический планшет два в одном
- Обучающие настольные игры
- Отзывы наших читателей
- В стране Знаний
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии