"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Река Волга
Цель: способствовать формированию у детей устойчивого интереса к познавательной, творческой, исследовательской деятельности.
Образовательные задачи: дать понятие о реке Волге как самой крупной и красивой реке в нашей стране; познакомить с географической картой реки Волга; учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.
Развивающие задачи: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать поддержанию и развитию любознательности старших дошкольников, их стремление изучать животный мир реки Волга.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за нашу великую реку, вдумчивое, бережное отношение к реке и её обитателям.
Методы исследования: чтение познавательных книг по теме, рассматривание иллюстраций с видами животных и рыб, беседы, обсуждение найденной детьми информации в группе, домашние задания с родителями (семейные исследования, поиск материалов по теме, фиксация результатов с помощью пиктограмм, рисунков), проведение дидактических игр, выступление детей.
Продукт проектной деятельности: изготовление мини-макета реки Волга с изображением климатических зон, обитающих животных и рыб в реке, подготовка компьютерной презентации о реке, оформление альбомов для рассматривания в экологическом уголке по теме: «Рыбы, обитающие в реке», «Животные, обитающие в районе реки Волга».
Подготовительный этап
Цель: заинтересовать детей. Для этого детям прочитали письмо от Любознательной Вороны, рассказали о том, где можно найти необходимый материал о Волге. На этом этапе у детей появились вопросы: «Где начало реки и где её конец? Кто живёт в реке? Почему Волгу называют красавицей, матушкой, кормилицей? Как нужно беречь реку Волгу?»Основной этап
При ознакомлении детей с природой реки Волга основной формой работы были беседы и обсуждения найденных материалов по теме. Первое знакомство с рекой началось с рассматривания географической карты и расположения Волги. Дети увидели, что река начинается в северных районах России и сначала имеет вид небольшого ручья. Дети узнали, какие крупные города находятся на Волге, в том числе и столица Татарстана – город Казань. В беседе дети рассказали, в каких городах они бывали со своими родителями. На карте Волги дети рассмотрели и крупные реки, которые являются притоками, они питают реку своей водой, поддерживают её силу: это реки Ока, Кама. На следующих встречах мы беседовали о животных, обитающих в районе берегов реки Волга. Проводились занятия «Кто живёт в лесу», «Обитатели степи и пустыни», «Все нужны на земле». Эти занятия способствовали не только изучению животного мира, но и умению составлять рассказы о животных, используя пиктограммы. Потом дети получили домашнее задание с помощью взрослых придумать свои пиктограммы и составить рассказ о животном или рыбе. Также в саду использовались игровые обучающие ситуации, дидактические игры: «Угадай, кто я?», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Где чей дом». В ходе игр дети закрепляли и получали новые знания о животных, о том, в каких климатических зонах обитают отдельные представители. Знакомясь с обитателями разных климатических зон, дети обращали внимание на то, как изменяется размер животных, их окраска также соответствует краскам окружающей среды.В игре «Загадочная тропинка» дети устанавливали взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и приспособлением к окружающей среде. Также с детьми проводились викторина «Нашу рыбку изучай, на вопросы отвечай», подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Рыбка-рыбка», этюды психогимнастики «Земля-вода», «Волны». Отдельная беседа проводилась с детьми об экологической проблеме Волги. Крупные и небольшие города, стоящие на берегах реки имеют много предприятий и заводов. Не на всех заводах стоят хорошие современные очистные сооружения и фильтры. Сбросы отходов в реку загрязняют воду, что неизбежно сказывается на её обитателях. Все люди, живущие возле реки или приезжающие отдохнуть, порыбачить, должны выполнять правила по охране природы. Дети обсуждали эти правила в экологической игре «Разрешено, запрещено». Ребята знакомились с художественными произведениями, стихотворениями «О, Волга! Колыбель моя!..» Н. Некрасова, «Слово о Волге» Я. Белинского, слушали записи песен «Волга-Волга» И. Дунаевского, песню «Течет река Волга» в исполнении Л. Зыкиной. Исследовательская работа с детьми проводилась в тесном сотрудничестве с семьей. В свободной художественной деятельности дети лепили животных – представителей разных климатических зон для оформления макета реки Волги.
Заключительный этап
В ходе проектной деятельности дети расширили представления о строении, географическом расположении реки Волга, о животных и рыбах, обитающих в её водах и о взаимозависимости живой и неживой природы в экосистеме реки. Данное исследование активизировало любознательность детей, их стремление найти ответы на поставленные вопросы, научило фиксировать результаты поиска и доступно рассказывать, выступать с полученной информацией перед своими сверстниками. Руками детей и родителей изготовлен макет реки Волга, который занял своё место в мини-музее детского сада. Собранный материал о рыбах и животных пополнил альбомы для рассматривания детьми в экологическом уголке. Обобщённый материал исследования использован для презентации о Волге. Но самое главное, дети остались довольны своей работой, и получили ценный опыт, который может пригодиться в разработке других проектов.По итогам проекта было отмечено повышение уровня познавательной активности будущих школьников, а также и экологической культуры у детей и их родителей; укрепление добрых отношений и сотрудничества между детьми и педагогами, сотрудничества между родителями и детским садом.
Раиса Алексеева, Элеонора Уткина,
Елена Поздышева, воспитатели
МБДОУ «Д/с КВ №48 «Винни-Пух»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии