"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Мультипликационная студия «Муравейник»
Один из главных ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это поддержка разнообразия детства. Как создать условия, чтобы осуществить это в быстроменяющемся мире? Первый источник разнообразия – ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняются подходы к формату организации детской деятельности в рамках образовательного процесса. Важно выстроить такую социальную ситуацию развития детей, способствующую поддержке индивидуальности и детской инициативы посредством создания условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
В дошкольном возрасте у ребёнка происходит формирование социальных навыков, приобщение его к миру культуры, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта, определяются траектории развития и адаптации в меняющемся социуме. Применение в образовательной деятельности современных развивающих технологий и методов позволяет делать образовательный процесс более увлекательным для детей.
Одним из направлений в логопедической работе является автоматизация звуков в связной речи, именно эту деятельность важно организовывать на высоком эмоциональном подъёме. Самый трудный и длительный этап – это автоматизация звуков, в силу того, что вновь выработанные нейронные связи ещё слабы. Многократное повторение одного и того же материала утомляет детей, понижает интерес деятельности. Перед педагогами часто возникают вопросы «как», «когда» и «где» целесообразно использовать то или иное средство, метод, технологию. Поиском эффективных методов, приёмов, средств взаимодействия с детьми увлечены все педагоги. Но как можно же сделать всё интереснее и продуктивнее?
Однажды после просмотра мультфильма «Пластилиновая ворона», дети спросили: «А это ворона из пластилина? А кто её слепил?» и действительно, кто и как делает эти мультфильмы? Изучив данный вопрос, нам удалось найти ответы на возникшие вопросы, дети подсказали актуальную и интересную тему для них, определив траекторию нашего совместного развития. Один из эффективных способов автоматизации поставленных звуков является включение в коррекционно-развивающий процесс мультипликационной студии, именно этот формат учитывает особенности современного ребёнка.
Мультипликационная студия – это уникальный формат детского творческого объединения, в котором создаются условия стимулирования и активизации речевой активности детей посредством выразительной и грамотно оформленной речи участников. Интерес к игре, желание хорошо озвучить своего персонажа, настолько велики, что дети в этих условиях выполняют такие действия, которые сами по себе нудны и непривлекательны.
Мультипликационная студия направлена на решение следующих задач:
- обогащать словарный запас детей; автоматизировать правильное произношение поставленных звуков; развивать просодическую сторону речи;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи; развивать мелкую мускулатуру ребёнка, ручную умелость; мотивировать детей к речевой активности; формировать умение слушать и слышать собственную речь, умение регулировать силу и громкость своего голоса; формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, самоконтроля.
На подготовительном этапе мы формируем группу детей по автоматизируемому звуку. Совместно с детьми продумывается сюжет, герои (собирательные образы), их реплики, настроения, декорации. Дети с интересом распределяют роли, придумывают название нашему фильму. Дети с большим удовольствием работают над сюжетом мультфильма. На индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях отрабатывается речевой материал, не забывая, что наша главная цель – это автоматизация звуков в связной речи. Именно на этом этапе важна ситуация выбора для ребёнка. После того, как разучены фразы к мультфильму, переходим к следующему основному этапу, к самому процессу съёмки. Съёмка мультфильма осуществляется покадрово на фотоаппарат. Для этого важно выставить декорации и персонажей нужным образом. На этом этапе дети двигают фигурки, передают движения персонажей, сменяют декорации. Именно на этом этапе дети понимают, что это очень кропотливая работа, требующая хорошей памяти и точности движений рук. Для получения плавных и реалистичных движений делается большое число кадров, то есть необходимо снимать все самые незначительные изменения в движениях персонажей. Далее мультфильм монтируется. Отснятые кадры заносятся в видеоряд, компонуются, выставляется скорость движения кадров. Дети с интересом наблюдают, как оживают их персонажи, просматривая отснятый материал. Следующий шаг в создании мультфильма – озвучивание. Здесь обращается внимание на автоматизируемый звук, интонационную выразительность.
Итоговый (презентационный) этап. Съёмка мультфильма – это самый трудоёмкий, но в тоже время, завораживающий процесс, когда дети ощущают себя настоящими мультипликаторами. Наши первые зрители – родители и друзья, которых приглашаем на премьеру новых мультфильмов.
Работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, самостоятельность, трудолюбие, ответственность. Ведь мультипликационная студия создаёт важные условия для развития личности ребёнка в собственной самостоятельной и совместной речевой деятельности, даёт возможность проявить речевой опыт, а также является средством коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анна Иванова, учитель-логопед
МБДОУ «Д/с комбинированного вида
№89 «Филиппок», г.о. Петрозаводский
Рекомендуем почитать
- Дети – наши самые строгие партнёры
- Как развить любознательность у ребёнка?
- Космические приключения и игрушки для войнушки
- Наборы археологических экспериментов, ТМ «Десятое королевство»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии