"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Фруктовый натюрморт для мамы
Цель: создание подарочной композиции.
Задачи:
- учить детей создавать композицию из бумаги на плоскости;
- развивать образное мышление, фантазию, умение подбирать цветовой рисунок;
- совершенствовать навыки культуры труда, мелкую моторику;
- воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к материалам.
Материалы и оборудование: цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, ажурная салфетка.
Ход занятия
Учитель: Добрый день, ребята. Занятие у нас сегодня особое. Скоро у всех женщин – девочек, мам и бабушек – будет праздник День 8 Марта. Давайте сделаем им своими руками красивую картину в подарок. Всё с любовью делать будем, безопасность не забудем. Напомните мне правила работы!Дети: На рабочем столе должен быть порядок. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд. При резании деталей по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.
Учитель: Молодцы, вы знаете технику безопасности при работе. Сегодня мы с вами будем создавать из бумаги натюрморт. Давайте вспомним, что же такое натюрморт?
Дети: Натюрморт – это изображение неподвижных предметов – овощей, фруктов, цветов, посуды.
Учитель: Верно, помните стихи?
Если видишь на картине самовары на столе,
Или виноград в корзине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай,
Что это натюрморт.
А если натюрморт фруктовый?
Дети: Фруктовый натюрморт содержит изображения различных фруктов – яблоки, груши, ананасы, вишня и другие.
Учитель: Вот такую «фруктовую», яркую, аппетитную тарелку мы сделаем с помощью аппликации как подарок маме к празднику. Для начала работы нам понадобится лист бумаги тёмного оттенка (синий, коричневый, бордовый). На нём с помощью половины ажурной салфетки нам необходимо выделить плоскость стола. Ведь все фрукты у нас должны лежать или стоять именно на столе. Приклеиваем половинку салфетки внизу листа. Учтите, чтобы натюрморт получился красивым, фрукты должны быть разными по высоте. Фруктам надо удобно расположиться на листе, им не должно быть тесно, и в то же время они не должны быть слишком маленькими. Обратите внимание, что фрукты в натюрморте у нас выполнены не одним цветом, а тремя. Для груши мы выбрали три цвета бумаги: жёлтую, белую и оранжевую. Это позволит сделать фрукты в натюрморте более объёмными. В своей работе вы так же должны будете подобрать подходящие для вашего фрукта цвета. Какие ещё сочетания можно использовать для груши?
Дети: Светло-зелёный, жёлтый, болотный, охра, оранжевый, жёлтый.
Учитель: Карандашом, очень светлыми линиями, наметим контуры самой большой груши на жёлтой бумаге. Вырежем из бумаги первую деталь для натюрморта. Чтобы получить вторую деталь, точно такой же формы, но меньшей по размеру, чем первая, поступаем следующим образом: обводим на белой бумаге первую деталь и уменьшаем нашу грушу, сделав обводку, немного отступив от края. Вырезаем вторую деталь. Для того, чтобы получить третью, самую маленькую деталь, на оранжевой бумаге обводим белую грушу и вновь делаем уменьшение. Теперь у нас есть три груши разного цвета и разного размера. Приклеиваем груши стопочкой друг на друга, от самой большой до самой маленькой. Помещаем нашу грушу на салфетку так, чтобы груша немного закрывала собой часть салфетки, ведь она лежит на столе. Пока её не приклеиваем, а посмотрим, сколько места остаётся, и какого размера будут листья, а так же второй фрукт. Отрезаем небольшую полоску коричневой бумаги – это будет веточка груши. Из белой и зелёной бумаги вырезаем листья груши так же разных размеров.
Из красной, белой и розовой бумаги вырезаем заготовки яблока. Склеиваем полученные детали между собой. Размещаем яблоко на столе рядом с грушей. Подвигаем их по листу, внимательно смотрим, чтобы фруктам было «удобно» на листе. Если расставить фрукты далеко друг от друга, в композицию может войти пустота и наоборот, если сблизить, натюрморт получится тяжёлым, громоздким. Фрукты, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия. Поэтому тот фрукт, который будет к нам ближе, должен расположиться ниже по листу и собой может закрывать часть второго фрукта. Посмотрите, какой фрукт лежит на моей работе на столе ближе?
Дети: Груша.
Учитель: Правильно. Теперь когда мы получили нужную композицию, мы можем смело приклеить наши фрукты. Для придания фруктам большего объёма можно приклеить небольшие блики из бумаги. Если изобразить семечки, то мы получим фрукт в разрезе. (Дети выполняют практическую работу. Учитель делает обход с целью выявления правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасности, оказания помощи слабо подготовленным ученикам, оказания помощи в подборе материала, осуществления самоконтроля, взаимоконтроля.)
Учитель: Тот, кто закончит работу, может вывесить её на доску на магнит. (Каждый ученик даёт название своей работе и показывает.) Посмотрите на свои работы, они весёлые, яркие, аккуратные. Вы славно поработали сегодня, красивые натюрморты получились у нас! Настоящий яркий подарок для любимых мам и бабушек к женскому празднику.
Ольга Сесина, преподаватель ИЗО МБОУК ДОД
«Детская художественная школа №3 имени А.И. Корзухина», г.Екатеринбург
Рекомендуем почитать
- Развитие дошкольников по пособиям «Истоки знаний»
- Калейдоскоп навыков и умений
- Путешествие и моделирование – шаги к познанию
- Комментарии