"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Коучинг в воспитании
Мастер-класс по формированию родительской компетентности по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий коучинга в соответствии с ФГОС ДО.
Цель: знакомство родителей (законных представителей) с понятием «позитивное родительство», развитие навыков осознанного выбора в запуске тех эмоций, которые порождают позитивный подход в общении с собственным ребёнком.
Формы и методы: техника шкалирования, техника «быть, делать, иметь», «колесо», открытые вопросы, рефлексия, письмо «самому себе».
Предварительная работа: родителям предлагалось заранее изготовить большие ромашки из бумаги, на лепестках которой они записывают свои ласковые обращения к ребёнку.
Психолог: Давайте признаем, что ребёнок имеет право совершать ошибки, может выражать негативные эмоции. Следовательно, может послужить спусковым крючком для наших негативных эмоций. Поговорим о том, как поступают позитивные родители, они придерживаются следующих принципов:
- ребёнок может быть другим и отличаться от других;
- ребёнок может совершать ошибки;
- ребёнок может выражать негативные эмоции;
- ребёнок может сказать «нет», но последнее слово остаётся за родителями.
Родители должны следовать следующей установке: 10% жизни состоит из того, что случается с вами, 90% жизни определяется тем, как вы реагируете на те 10%.
Психолог: Нарисуйте горизонтальную стрелку-шкалу от 1 до 10 (10 – это идеальный позитивный родитель). Отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному для вас результату. Насколько вы являетесь позитивным родителем для своего ребёнка? Представьте себе, как будет проходить ваше общение с ребёнком, когда достигнете наилучшего результата? Как вы поймёте, что достигли цели? Что сделаете, чтобы приблизиться к результату?
Психолог: А сейчас давайте посмотрим на ребёнка другими, непривычными для нас глазами. (Техника «Колесо».) Для выполнения данного упражнения вам потребуется лист бумаги и карандаш. Сначала перечислите основные области психолого-педагогического воспитания. Выделите 6-8 основных аспектов. Как вы будете оценивать себя, достаточно ли у вас психолого-педагогических знаний для успешного воспитания ребёнка? Где вы черпаете свои познания? Теперь нарисуйте окружность и проведите несколько линей, разделив её на равные сегменты в соответствии с числом направлений, которые вы выделили. Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у её края. Соедините линиями отметки, отражающие вашу оценку в каждой из областей проекта. Теперь у вас получилась наглядная картина положения дел в области психолого-педагогических познаний. Проанализируйте полученный результат. Ваше колесо покатится? Какие области требуют вашего особого внимания в данный момент? Что именно необходимо изменить? Что будете делать дальше?
Психолог: Сфера общения, пожалуй, самая важная для ребёнка. Существуют две формы сообщения в общении с ребёнком «Я – сообщение», «Ты – сообщение». Например: «Ты сообщение» – родитель устал – ты меня утомил – реакция ребёнка «Я – плохой». «Я – сообщение» – родитель устал – я очень устал – реакция ребёнка «Мама устала».
Психолог: Цель «Я – высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить своё мнение, чувство, потребность. В такой форме ребёнок услышит и поймёт гораздо быстрее. (Упражнение переделай «Ты – сообщение».)
Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)
Тебе бесполезно что-то говорить, ты никогда не слушаешь. (Когда я делюсь с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)
Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)
Психолог: Учёные давно доказали, что если ребёнок рождается и растёт в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Постарайтесь выполнить следующие рекомендации.
В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами.
В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься с друзьями?».
В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Психолог: Что нового сегодня для себя вы узнали? Какие качества открыли в себе? Что вы возьмёте с собой? (Раздаёт цветные листики для писем в виде ромашек.) Завершая нашу встречу, я попросила бы написать несколько строк письма самому себе, пусть оно начинается со слов: «Я благодарна(ен) себе за… и желаю себе…».
Уважаемые родители! Просите ваших детей периодически рисовать вашу семью и вы увидите результаты ваших взаимоотношений как на лакмусовой бумажке.
Цель: знакомство родителей (законных представителей) с понятием «позитивное родительство», развитие навыков осознанного выбора в запуске тех эмоций, которые порождают позитивный подход в общении с собственным ребёнком.
Формы и методы: техника шкалирования, техника «быть, делать, иметь», «колесо», открытые вопросы, рефлексия, письмо «самому себе».
Предварительная работа: родителям предлагалось заранее изготовить большие ромашки из бумаги, на лепестках которой они записывают свои ласковые обращения к ребёнку.
Ход мероприятия
Психолог: Добрый день. Сегодня мы поговорим о самом главном – воспитании наших детей. За окном зима, идёт снег и морозно. А мы сейчас находимся здесь, в этой группе, где так ярко светят солнышки, изготовленные вашими руками. (Игра в имена. Участники называют своё имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени. Презентация своих работ по домашнему заданию.) Посмотрите, какие разные «солнышки» у вас оказались, а если учесть, что речь идёт о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними.Психолог: Давайте признаем, что ребёнок имеет право совершать ошибки, может выражать негативные эмоции. Следовательно, может послужить спусковым крючком для наших негативных эмоций. Поговорим о том, как поступают позитивные родители, они придерживаются следующих принципов:
- ребёнок может быть другим и отличаться от других;
- ребёнок может совершать ошибки;
- ребёнок может выражать негативные эмоции;
- ребёнок может сказать «нет», но последнее слово остаётся за родителями.
Родители должны следовать следующей установке: 10% жизни состоит из того, что случается с вами, 90% жизни определяется тем, как вы реагируете на те 10%.
Психолог: Нарисуйте горизонтальную стрелку-шкалу от 1 до 10 (10 – это идеальный позитивный родитель). Отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному для вас результату. Насколько вы являетесь позитивным родителем для своего ребёнка? Представьте себе, как будет проходить ваше общение с ребёнком, когда достигнете наилучшего результата? Как вы поймёте, что достигли цели? Что сделаете, чтобы приблизиться к результату?
Психолог: А сейчас давайте посмотрим на ребёнка другими, непривычными для нас глазами. (Техника «Колесо».) Для выполнения данного упражнения вам потребуется лист бумаги и карандаш. Сначала перечислите основные области психолого-педагогического воспитания. Выделите 6-8 основных аспектов. Как вы будете оценивать себя, достаточно ли у вас психолого-педагогических знаний для успешного воспитания ребёнка? Где вы черпаете свои познания? Теперь нарисуйте окружность и проведите несколько линей, разделив её на равные сегменты в соответствии с числом направлений, которые вы выделили. Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у её края. Соедините линиями отметки, отражающие вашу оценку в каждой из областей проекта. Теперь у вас получилась наглядная картина положения дел в области психолого-педагогических познаний. Проанализируйте полученный результат. Ваше колесо покатится? Какие области требуют вашего особого внимания в данный момент? Что именно необходимо изменить? Что будете делать дальше?
Психолог: Сфера общения, пожалуй, самая важная для ребёнка. Существуют две формы сообщения в общении с ребёнком «Я – сообщение», «Ты – сообщение». Например: «Ты сообщение» – родитель устал – ты меня утомил – реакция ребёнка «Я – плохой». «Я – сообщение» – родитель устал – я очень устал – реакция ребёнка «Мама устала».
Психолог: Цель «Я – высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить своё мнение, чувство, потребность. В такой форме ребёнок услышит и поймёт гораздо быстрее. (Упражнение переделай «Ты – сообщение».)
Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)
Тебе бесполезно что-то говорить, ты никогда не слушаешь. (Когда я делюсь с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)
Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)
Психолог: Учёные давно доказали, что если ребёнок рождается и растёт в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Постарайтесь выполнить следующие рекомендации.
В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами.
В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься с друзьями?».
В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Психолог: Что нового сегодня для себя вы узнали? Какие качества открыли в себе? Что вы возьмёте с собой? (Раздаёт цветные листики для писем в виде ромашек.) Завершая нашу встречу, я попросила бы написать несколько строк письма самому себе, пусть оно начинается со слов: «Я благодарна(ен) себе за… и желаю себе…».
Уважаемые родители! Просите ваших детей периодически рисовать вашу семью и вы увидите результаты ваших взаимоотношений как на лакмусовой бумажке.
Галина Иванцова, педагог-психолог МБУ Д/с №78 г.Тольятти
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку