"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Система организации инклюзивного образования слабослышащих детей
Опыт работы со слабослышащими детьми в рамках детского сада общеразвивающего вида.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Закон впервые заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования. Согласно п.4 ст.79 «Закона об образовании» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Наш детский сад общеразвивающего вида в новом учебном году принял в одну из младших групп двух слабослышащих девочек, родители которых имеют тот же недуг. Перед коллективом детского сада встал вопрос, как правильно организовать работу с такими детьми и их родителями. Вопросов было больше, чем ответов.
Всю работу разбили на этапы. В первую очередь приказом по детскому саду была создана творческая группа по разработке экспериментального проекта, который назвали «Окно в звучащий мир». Вторым этапом стало изучение нормативно-правовой базы. Внесение в общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52» раздела по инклюзивному воспитанию, написание рабочих программ стало логическим продолжением предыдущих этапов.
Четвёртый этап включал в себя работу с коллективом (воспитателями, педагогами, специалистами, помощниками воспитателей).
Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребёнка с нарушенным слухом.
Педагогическое воздействие было и направлено на обеспечение, в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребёнка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), таким образом, оно ведётся в тех же направлениях, что для слышащих детей. Работа с родителями – следующий этап, включающий: дни открытых дверей, консультации и рекомендации, мастер-классы, совместные праздники и развлечения, соревнования.
Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребёнка. Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего, должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ребёнка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.
Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Выполнение этих направлений возможно только в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.
Речь, как условие всестороннего развития дошкольника, нельзя сформировать только посредством автоматизации артикуляционных действий и своевременного слухопротезирования. Важно учитывать развитие речевых функций во взаимосвязи со всеми психическими процессами. При этом необходимо выявлять и прогнозировать уровень развития сенсомоторных функций, которые влияют на слухо-зрительное восприятие. Частичная или полная потеря слуха приводит к относительной замедленности овладевания двигательными навыками. А так как движение является важным фактором развития психики человека, то мы рассматриваем занятия с точки зрения двигательной активности с учётом здоровьесберегающих технологий.
Предлагаем использование здоровьесберегающих технологий комплексно с соблюдением охранительного режима не только во время физкультминуток, но и на протяжении всего хода занятий: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, двигательные упражнения, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и речевые упражнения, самомассаж. Весь комплекс мероприятий позволяет нам успешно реализовывать инклюзивное образование наших особых воспитанников.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Закон впервые заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования. Согласно п.4 ст.79 «Закона об образовании» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Наш детский сад общеразвивающего вида в новом учебном году принял в одну из младших групп двух слабослышащих девочек, родители которых имеют тот же недуг. Перед коллективом детского сада встал вопрос, как правильно организовать работу с такими детьми и их родителями. Вопросов было больше, чем ответов.
Всю работу разбили на этапы. В первую очередь приказом по детскому саду была создана творческая группа по разработке экспериментального проекта, который назвали «Окно в звучащий мир». Вторым этапом стало изучение нормативно-правовой базы. Внесение в общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52» раздела по инклюзивному воспитанию, написание рабочих программ стало логическим продолжением предыдущих этапов.
Четвёртый этап включал в себя работу с коллективом (воспитателями, педагогами, специалистами, помощниками воспитателей).
- Обучение и самообразование через участие в семинарах, научно-практических конференциях, прослушивание вебинаров, взаимопосещение открытых педагогических мероприятий в специализированном учреждении.
- Изучение специальной методической литературы, методов, приёмов, технологий.
- Консультации специалистов (логопедов и дефектологов) на базе нашего учреждения и специализированного; привлечение их для проведения мастер-классов.
Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребёнка с нарушенным слухом.
Педагогическое воздействие было и направлено на обеспечение, в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребёнка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), таким образом, оно ведётся в тех же направлениях, что для слышащих детей. Работа с родителями – следующий этап, включающий: дни открытых дверей, консультации и рекомендации, мастер-классы, совместные праздники и развлечения, соревнования.
Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребёнка. Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего, должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ребёнка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.
Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Выполнение этих направлений возможно только в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.
Речь, как условие всестороннего развития дошкольника, нельзя сформировать только посредством автоматизации артикуляционных действий и своевременного слухопротезирования. Важно учитывать развитие речевых функций во взаимосвязи со всеми психическими процессами. При этом необходимо выявлять и прогнозировать уровень развития сенсомоторных функций, которые влияют на слухо-зрительное восприятие. Частичная или полная потеря слуха приводит к относительной замедленности овладевания двигательными навыками. А так как движение является важным фактором развития психики человека, то мы рассматриваем занятия с точки зрения двигательной активности с учётом здоровьесберегающих технологий.
Предлагаем использование здоровьесберегающих технологий комплексно с соблюдением охранительного режима не только во время физкультминуток, но и на протяжении всего хода занятий: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, двигательные упражнения, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и речевые упражнения, самомассаж. Весь комплекс мероприятий позволяет нам успешно реализовывать инклюзивное образование наших особых воспитанников.
Екатерина Аль Рифаи, Надежда Мишукова МБДОУ Д/с № 52 г.Воронеж
Рекомендуем почитать
- Увлекательные настольные игры
- "Волшебник страны OZ": иллюзия Гаэтано и танцы на льду
- Топ-10 июнь 2022
- Быть учителем
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку