"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Экологические системы
Цель: формирование чёткого представления о ролях живых организмов; представления об экосистеме, почве; отработка понятия: экосистема, почва.
Задачи:
- познакомить с целостной картиной мира;
- показать связь живой и неживой природы;
- помочь ребятам осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
- показать важнейшую роль живых организмов на Земле;
- уметь определять своё отношение к природе;
- учить бережному отношению к природе.
Учитель: Здравствуйте, друзья, давайте пожелаем друг другу удачи. Ребята, улыбнитесь друг другу. Итак, начинаем наш урок с блиц-опроса. Назовите одним словом:
- Волк, заяц, крокодил, верблюд –
- Роза, ромашка, дуб, смородина –
- Животные и растения –
- Гранит, мрамор, нефть, золото –
- Сатурн, Юпитер, Большая Медведица, Полярная звезда
Учитель: Молодцы! Ребята, мы закончили с вами первую часть учебника, переходим ко второй. Скажите, с кем на уроках Окружающего Мира мы путешествуем с 1 класса?
Дети: С Леной и Мишей.
Учитель: Они сегодня исследователи и приглашают нас исследовать мир, в котором мы живём. Рассмотрите иллюстрации: ситуация 1. (Два изображения города.) Что на них изображено? Какие произошли изменения? Люди каких профессий помогают сохранить и поддерживать чистоту в городе? (Ответы детей.)
Учитель: Рассмотрите вторую серию картинок: ситуация 2. (Два изображения леса.) А как вы думаете, кто ухаживает за животными и растениями в природе? (Ответы детей обычно разнятся.) Вопрос был один, а мнений несколько. Почему так получилось? Что мы не знаем? Продолжим исследование?!
Учитель: Чтобы ответить на вопросы, предлагаю поиграть в лото. Разбейтесь, пожалуйста, на группы. У каждой группы будет набор карточек, на которых написаны названия животных и растений. Нужно определить, все ли животные и растения на месте. Почему вы объединили их? (Время на групповую работу 5 минут.)
Дети: Мы собрали этих животных и растения вместе потому, что они обитают в... (реке, в горах, в пустыне, в поле, в болоте). Лишним оказался…, потому что он живёт в…
Учитель: Свои выводы проверяйте по карте «Евразия. Природные зоны. Животный мир» (с. 106–107 учебника). К какому выводу пришли?
Дети: У каждого животного и растения есть своё место обитания.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, связаны ли растения и животные, которые обитают в одном месте? (Да.) Как вы думаете, могут ли синицы съесть всех гусениц? Вам поможет материал учебника на 4 странице. (Нет. Окрас помогает гусеницам прятаться от синиц.)
Учитель: Чем объединены животные и растения? Только ли пищевыми связями? (Животные помогают растениям опыляться, расселяться, защищаться.) Давайте исследуем этот вопрос в рабочей тетради на с.42, №4. Найдите ответ в учебнике, как называется такое содружество.
Дети: Содружество живой и неживой природы, где все обитатели чувствуют себя, как дома, называется экосистема.
Учитель: Прочитайте в учебнике на странице 5 про экосистемы. В чём заключается главный секрет экосистемы? (В пищевых связях его обитателей.) Посмотрите на таблицу «Экологическая система». Что изображено в верхней части таблицы? (Растения.) Что из курса 1 класса «Окружающий мир» вы запомнили о растениях?
Дети: Они растут, дышат, размножаются, плодоносят, умирают. Растениями питаются животные, они в природе выполняют роль «кормильцев».
Учитель: Молодцы! Растения из почвы поглощают воду и минеральные вещества, листья из воздуха поглощают углекислый газ, из них на свету готовят пищу-сахар, крахмал. В листьях вместе с питательными веществами образуется кислород. Кто изображён в средней части? (Животные.) Как называют животных, вспомним из курса 1 класса? Прочитаем на странице 6 и узнаем, какова их главная роль в экосистеме?
Дети: Животные поедают растения и других животных. Органические вещества попадают из одного организма в другой. Они выполняют роль «едоков».
Учитель: Кто нарисован внизу таблицы? (Грибы, бактерии, жучки.) Кто помнит, как мы их называли в 1 классе? (Мусорщики.) Прочитайте и узнайте, какова роль мусорщиков в природе, стр 6-7. (Когда растения или животные умирают, их останками занимаются «мусорщики»: грибы, бактерии, некоторые насекомые. Мусорщики органические вещества превращают в минеральные. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают эти вещества, и круг замыкается.) Посмотрите фрагмент, как образуется почва. Что такое почва?
Дети: Почва — это верхний плодородный слой земли.
Учитель: Подготовьте ответы на 1-й, 2-й вопросы на с. 7. Везде ли может жить животное или растение? Что будет, если из экосистемы убрать «кормильцев», «едоков» или мусорщиков? Есть ли в экосистеме кто-то лишний? Ответьте на вопрос, который у нас возник в начале урока: кто ухаживает за животными и растениями в природе?
Дети: За дикими животными и растениями не надо ухаживать, потому что экосистема существует как угодно долго. Она устроена так, что отходы одних организмов становятся пищей для других. В результате в ней нет ничего лишнего, то есть мусора.
Учитель: Давайте подведем итог урока. Что нового вы узнали? Где пригодятся знания, полученные на уроке? Кто из ребят больше всех помогал? Как работал ты? (Дети отвечают на вопросы.)
Марина Кузьмина, учитель МБОУ «СОШ № 49 с углублённым
изучением отдельных предметов», г.Чебоксары
Рекомендуем почитать
- Кинетический снег и забавные подарки детям
- Маркетинговый форум
- Играем — готовимся к школе
- Снежный бластер
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии