"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Скульпторы-кудесники
Конспект занятия по лепке для детей старшего дошкольного возраста
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства Урала, которое наглядно раскрывает моральные и эстетические ценности, художественные вкусы русского народа. Для приобщения дошкольников к народному искусству мы обращаемся к народным промыслам и знакомим с Златоустовской гравюрой, с изделиями резчиков по камню и мастеров ювелирных дел. Нами разработаны проекты «Моя Родина - Южный Урал», «Каслинские чудеса», «Уральские сказы и легенды», «Край самоцветов», которые помогают детям в доступной форме усваивать нравы и обычаи своего народа. Занятие «Скульпторы-кудесники» знакомит дошкольников с реалистичными образами культуры и быта малой Родины, пробуждает любовь к родному городу Магнитогорску, развивает творческое восприятие.
Цель: художественно-эстетическое развитие детей при знакомстве с народными творческими традициями.
Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с традиционными промыслами Южного Урала; расширять представления о труде скульпторов; учить передавать форму частей фигуры животного и его движения; продолжать учить лепить фигурку из отдельных частей, используя приёмы скатывания, расплющивания, деления целого куска на части при помощи стеки.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус и эстетическое восприятие детей, их творческую инициативу в продуктивной деятельности, зрительное внимание и память, мышление, интерес и уважение к творческому труду взрослых.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к каслинскому литью из чугуна, чувство гордости за художественное наследие родного края.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Демонстрационный материал: изображения скульптурных форм каслинского литья - «Ветераны», «Студенты», «Кабаны», «Оленята», «Лось», «Три медведя», настольная скульптура «Медвежонок»; видеообращение к детям скульптора Г.П. Плахова.
Раздаточный материал: наборы пластилина, доски для лепки, стеки, салфетки для рук.
Ход занятия
(Дети собираются около педагога, и он привлекает их внимание к изображениям скульптурных форм каслинского литья.)
Педагог: Ребята, какие из этих скульптур вам знакомы? Где вы их видели? (Дети рассматривают фотографии, называют скульптуры «Кабаны», «Ветераны», «Студенты», «Три медведя», «Лось» и рассказывают, где в Магнитогорске они находятся.)
Педагог: Всё это каслинское литьё. Догадайтесь, почему эти скульптуры так называются?
Дети: Их делают в городе Касли, там есть завод архитектурно-художественного литья.
Педагог: Все скульптуры и украшения – это труд настоящих кудесников, художников-скульпторов. По их проектам и моделям каслинские мастера отливают скульптуры из чугуна. Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством нашего земляка, известного российского скульптора, члена союза художников Геннадия Петровича Плахова. Расскажет нам о нём его дочь Анжелика Геннадьевна, наш музыкальный руководитель.
А.Г. Сергиенко: Ребята, я с детства была у папы в мастерской и наблюдала за созданием скульптур. При создании большой фигуры работа проходит в несколько этапов. Давайте посмотрим, как это происходит. Самая новая фигура в городе Магнитогорск - парковая скульптура «Студенты». (Педагог демонстрирует слайд «Скульптура «Студенты».) Посмотрим, как она создавалась. Сначала скульптор слепил отдельные фигуры из пластилина, соблюдая все пропорции. Но на этом этапе они маленького размера. Задумка скульптора понравилась заказчику, и работа продолжилась. Геннадий Петрович слепил такие же фигуры уже из глины, но большого размера. (Демонстрация слайда «В мастерской скульптора. «Студенты».) Затем готовую глиняную фигуру разрезали на части, залили внутрь гипс и хорошо просушили. (Демонстрация слайда «В мастерской скульптора. Формовка».) Так по частям её и отправили в Касли. Там мастера отлили фигуру из чугуна. Обратите внимание, на слайде слева фигура из гипса, а справа – из чугуна. (Демонстрация слайда «Модель и скульптура».). Геннадий Петрович Плахов выполнил много скульптур животных Южного Урала, все его скульптуры вы тоже знаете. (Педагог демонстрирует на слайдах скульптуры «Лось», «Олень», «Три медведя». Дети называют их.)
Педагог: Вы догадались, что художник-скульптор умеет хорошо лепить из пластилина и из глины? Посмотрите, вот он в мастерской лепит медведя из глины. (Педагог демонстрирует слайд «В мастерской скульптора. Медведь из глины».) Рядом с большой глиняной фигурой небольшой медведь из пластилина. Давайте познакомимся с Геннадием Петровичем Плаховым. Он записал видеообращение к вам. (Детям демонстрируют видеообращение Г.П. Плахова.)
Г.П. Плахов: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы сегодня ещё раз увидели мои скульптуры. Труд художника-скульптора требует много усилий, размышлений и времени. Несмотря на это, я свою работу очень люблю. Хочу, чтобы кто-нибудь из вас продолжил это замечательное и интересное дело. Вам уже говорили, что я люблю лепить животных нашего края, поэтому передаю для вас фигурку медведя. Попробуйте сделать так же. Удачи вам.
Педагог: Ребята, посмотрите, какого зверя изготовил для нас Геннадий Петрович. Давайте его рассмотрим. В каком движении передал медведя скульптор? (Дети отвечают на этот и следующие вопросы.) Из каких частей состоит фигура этого медведя? Какая часть его тела самая большая? Ребята, задние и передние лапы у медведя одинаковые?
Дети: Самое большое туловище, затем голова, лапы, уши, хвост. Задние лапы у медведя короче и толще, чем передние.
Педагог: Начнём и мы изготавливать каждый своего медведя. Подумайте, что будет делать ваш медведь. Возьмите кусок пластилина и разделите его на части. Начнём лепить с самого большого куска, это будет туловище. Старайтесь соблюдать пропорции. (Звучит музыка Рушеля Блаво. Дошкольники лепят медведя. Во время лепки педагог помогает им при затруднениях.)
Педагог: Ребята, вы изготовили медведей, какими их увидели общим планом. А теперь обратим внимание на детали - возьмите стеки, с их помощью прорисуйте шерсть и глаза. (Дети выполняют на фигуре мелкие детали.) Сложно быть художниками-скульпторами, но сегодня всё у вас получилось!
Ольга Гайнутдинова, воспитатель
Ирина Грищук, ст. воспитатель
Анжелика Сергиенко, муз. рук.
МДОУ Д/с № 10, г. Магнитогорск
Рекомендуем почитать
- Занимательная химия для малышей и взрослых
- Движение — жизнь!
- Детские конструкторы, о которых вы даже не слышали
- Палочки Кюизенера – универсальное средство развития
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии