"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Многофункциональные ширмы, как средство развития детской сюжетно-ролевой игры
Для изготовления каркаса ширм мы использовали белые пластиковые трубки диаметром от 1,5 до 2,5 см и уголки; между собой каркасы соединили специальными креплениями для пластиковых труб. Ткань на такие каркасы можно крепить разными способами: на липкую ленту, на тесёмки, кнопки или пуговицы. Наиболее удобны в использовании и устойчивы ширмы высотой около 100 см из трёх и более секций с шириной 40-50 см каждая.
Вариативность использования ширм расширяет возможности педагогов в выборе и использовании дидактического и наглядного материала для развития сюжета ролевых игр дошкольников.
В группах раннего и младшего возраста ширмы оформлены в виде корабля, автомобиля, поезда и легко сменяются целиком в зависимости от игровой ситуации. В группах среднего и старшего возраста на обтянутых тканью ширмах предусмотрены детали для крепления картинок, декораций, занавесок и другого материала, необходимого по сюжету разных игр. Например, в игре «Поликлиника» при опускании части ткани на ширме появляется окно «Регистратура», а при дополнении ширмы занавесью дети играют в сюжетно-ролевые игры «Театр», «Концерт», «Телепередача». Для игры «Парикмахерская» достаточно прикрепить к ширме карманы с инструментами, журналами, аксессуарами. При перемещении соединительных креплений ширму легко можно превратить в палатку, корабль или дом. В этом случае имеющееся на ней оформление снимаем.
В играх «Шофёры», «Моряки», «Путешествие на самолёте» мы используем выполненные из ткани плоские модели разного вида транспорта, которые легко крепятся на каркас ширмы. Для необходимых в игре головных уборов, накидок, атрибутов предусмотрены карманы, затягивающиеся резинками. Всё это способствует реализации детьми игрового замысла, связанного с элементарными профессиональными действиями людей. Чем разнообразнее предлагаемый педагогами материал, тем больше у дошкольников возможностей усложнить игру.
Внедряя новые педагогические технологии для реализации познавательных задач ФГОС ДО, педагоги используют ширму как лэпбук. В этом случае на ткани ширмы располагают съёмные или нашитые карманы, которые дети вместе со взрослыми заполняют познавательным информативным материалом, рисунками и дидактическими играми по теме проекта. С помощью такого лэпбука дети могут самостоятельно организовывать игры «Школа», «Путешествие в Африку» и другие.
При подготовке к новогоднему празднику нами организована полицентричная развивающая предметно-пространственная среда, каждый игровой центр которой необходим для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, выделенных при работе в рамках зимней праздничной тематики. Например, с помощью родителей создан календарь для отсчёта количества дней до начала нового 2018 года. Информацию в нём дошкольники обновляют ежедневно самостоятельно. На карте мира дети разместили Дедов Морозов разных стран, а на карте России стрелками указали путь Деда Мороза от Великого Устюга до Норильска. Открыта «Мастерская Деда Мороза» для изготовления ёлочных игрушек, подарков, поделок для выставки и оформления группового помещения. На «Почте Деда Мороза» дети пишут и рисуют письма с пожеланиями и поздравлениями; в «Новогодней костюмерной» расположены маскарадные костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности - маски, короны, волшебные палочки, снежинки, декоративные фонарики. В «Библиотеке Деда Мороза» представлены принесённые детьми и родителями книги, журналы, открытки с новогодними иллюстрациями. Открытие «Магазина ёлочных игрушек» поспособствовало развитию сюжета одноимённой ролевой игры.
С помощью ширмы мы с детьми оформляем лэпбук «Встречаем Новый год». В структуре его содержания разделы «Зимние забавы», «К Дедушке Морозу в Великий Устюг», «Список Новогодних дел», «Зимние приметы», «Новогодний костюм своими руками», «Новый год в других странах», «История Дедушки Мороза», «Весёлые задания», «Книжки-малышки» и другие. Информацию для лэпбука дети ищут вместе со взрослыми в журналах и книгах, в Интернет. После её обсуждения и рассматривания иллюстраций дошкольники размещают занимательный и привлекательный материал о зиме и новогоднем празднике в прозрачных ажурных кармашках. По нашему общему с детьми замыслу к наступлению Нового года лэпбук будет оформлен красивыми ленточками, открытками, плоскими деревянными и витражными фигурками, которые дошкольники уже с удовольствием раскрашивают.
Большой, по сравнению с традиционным исполнением, размер лэпбука выбран не случайно. Каждый ребёнок стремится разместить здесь принесённый из дома материал или рисунок, поэтому для их хранения предусмотрены вместительные карманы и мешочки. Детям нравится вытаскивать, рассматривать, перекладывать игровой и информационный материал, поэтому ширина и высота панелей ширмы обеспечивает удобный доступ к нему сразу нескольких дошкольников. Наш лэпбук выполняет не только функцию систематизации тематического материала при его закреплении, но и отгораживает пространство, в котором дети любят собираться небольшими подгруппами для обсуждения разных вопросов и выбора весёлых игровых заданий, картинок для раскрашивания, декоративных звёздочек, ёлочек и других элементов для украшения своих творческих работ.
Таким образом, творческий подход педагогов к изготовлению и использованию ширм даёт возможность реализовать творческий потенциал детей, мотивировать их к познавательной и игровой деятельности, подвести к овладению умением совместно планировать игру, поисковую и оформительскую деятельность, договариваться о правилах взаимодействия.
Бондарь Е.И., воспитатель,
Ситдикова Р.Ф., воспитатель
МБДОУ Д/с № 82 «Сказка»,
г. Норильск
Рекомендуем почитать
- Объёмное моделирование. Развивающие игры в контексте требований ФГОС ДО
- Мордашки из маршмеллоу
- Методика раннего развития Льва Толстого: Учим буквы с 1 года!
- Компания «Технолог»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии