"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Зимние забавы
Конспект комплексного логопедического занятия для детей старшей группы
Цель: закрепить представления о звуке [К] и букве К при активизации словаря по теме «Зимние забавы».
Обучающие задачи: активизировать навыки звукового анализа слов; учить соотносить звук [К] и букву К; расширять словарь по теме «Зимние забавы».
Развивающие задачи: упражнять в образовании прилагательных сравнительной степени, в умении согласовывать существительные с числительными; развивать навыки сравнения и описания предметов, зрительное и слуховое внимание, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к играм с правилами.
Оборудование: музыкальный центр.
Демонстрационный материал: снеговики разного размера - 5 шт.; обручи – 3 шт.; белая ткань; карточка с буквой К; предметные картинки; 2 клюшки и шайба, деревянные ворота – 2 шт.; сюжетная картинка «Зимние забавы» Н. Кулакова.
Раздаточный материал: счётные палочки; цветные тарелочки с манной крупой; листы бумаги А5, на которых в 4 ряда расположены 60 разных букв, фломастеры; карточки со слогами «АК», «ОК», «УК», «ЫК», «КА», «КО», «КУ», «КЫ»; бумажные снежки.
Ход занятия
Логопед: Ребята, какие весёлые зимние забавы вам нравятся? (Дети отвечают.) Сегодня мы с вами в них поиграем. Отгадайте загадку:
Живу я посреди двора, где играет детвора.
Но от солнечных лучей превращаюсь я в ручей. (Дети высказывают догадки. Логопед демонстрирует картинку «Зимние забавы» с изображением снеговика.)
Логопед: Кто из вас лепил снеговика? Где это было? Как вы его лепили? (Дети отвечают на вопросы.) Молодцы! Сегодня снеговики пришли к нам в гости. Давайте рассмотрим их и поставим друг за другом по росту. (Дети подходят к столу, рассматривают и расставляют снеговиков.) Интересно, если поставить снеговиков в круг, то их станет больше или меньше? А если они встанут парами? (Дети пересчитывают снеговиков, ставя их в круг, парами, в ряд и отвечают на вопросы. Логопед подводит детей к выводу: при различном расположении одних и тех же предметов их количество не меняется.)
Логопед: Чем отличаются наши снеговики? (Дети сравнивают снеговиков.) Как различить снеговиков, если они снимут свои шляпы? (Дети высказывают предположения.) При сравнении снеговиков по росту мы будем использовать слова «самый высокий», «высокий», «пониже», «низкий», «самый низкий». Как сказать про рост первого снеговика в ряду? Какого роста снеговик с ним рядом? Как сказать про последнего снеговика? (Дети отвечают, используя сравнительную степень прилагательных.)
Логопед: Ребята, в слове «снеговик» есть разные звуки. Но какой звук в нём последний? (Дети произносят слово и выделяют звук [К].) Скажите, что происходит во рту, когда мы произносим звук [К]? (Дети описывают артикуляцию звука [К].) Этот звук обозначают буквой К. (Логопед демонстрирует букву К на карточке.) Из каких частей она состоит? Как эти части расположены? (Дети отвечают на вопросы.)
Логопед: Сложите букву К из счётных палочек и прочитайте её. (Дети выполняют задание.) Напечатайте букву К на «снегу». (Дети изображают букву К на манке и читают.)
Логопед: Чтобы снеговикам в нашей группе стало прохладно, превратимся в снежинки! Скажите, что могут делать снежинки?
Дети: Кружиться, летать, падать, таять.
Логопед: Давайте поиграем. Вы летайте, кружитесь, как снежинки, и внимательно слушайте мои слова. Как только услышите слово со звуком [К], сразу приседайте. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Логопед называет слова: холод, мороз, снеговик, лыжи, зима, сосулька, сани, вьюга, гололед, сноуборд, клюшка, шайба. Дети играют.)
Логопед: Вставайте, снежинки, друг за другом. Я буду называть слова со звуком [К], а вы определяйте место этого звука в слове и бегите к одному из обручей: к обручу слева, если звук [К] в начале слова; к среднему обручу, если звук [К] в середине слова; и к обручу справа, если звук [К] находится в конце слова. (Звучит музыка А. Вивальди «Февраль». Логопед называет слова: снеговик, горка, снежок, ком, ёлка, снежинка, снегокат, декабрь. Дети по очереди выполняют задание.)
Логопед: Молодцы! Покажите, какие комки снега у нас получились! (Дети берутся за руки и делают три круга.) Давайте сделаем из обручей снежную пещеру. Через неё можно пробраться, если назвать слово со звуком [К]. (С помощью белой ткани дети превращают обручи в «пещеру», затем называют слова и пробегают через неё.)
Дети: Капуста, картошка, колокольчик, конфета, кольцо, колобок, макака, стук.
Логопед: Сколько нужных слов вспомнили! Молодцы! Ребята, что-то от наших зимних игр и забав повеяло холодом. Надо погреться! Будьте внимательны. Потрите ладошки и погрейте руки, когда услышите правильный ответ. Потрите ушки, когда услышите неправильный ответ.
Зимой мы купаемся. Зимой лепим снеговиков. Зимой надеваем панамки. Зимой катаемся на санках. Зимой загораем. Зимой собираем грибы. Зимой заливают каток. (Дети выполняют задание.) А теперь покатаемся на лыжах! (Проводится физкультминутка «Мы бежим с тобой на лыжах» по Н. Нищевой. Затем дети рассаживаются за столы.)
Логопед: Ребята, вы знаете слова со звуком [К] и правильно определяете его место в них. Но сможете ли вы узнать букву К среди других букв? Перед вами на столах листочки с буквами. Посмотрите внимательно, найдите все буквы К и подчеркните их фломастером. (Дети выполняют задание.)
Логопед: Давайте поиграем в снежки! Читайте слоги на карточках и попадайте снежками в сугроб. (Дети по очереди читают слоги и бросают «снежки».)
Логопед: А сейчас будем играть в хоккей! Тот, кто отгадает загадку, постарается клюшкой загнать шайбу в ворота. (Логопед загадывает загадки про снежинку, сосульку, снеговика, снегокат и ледяной каток. Дети отгадывают их и забивают шайбу в ворота. По мере отгадывания загадок на доске выставляют картинки-отгадки.)
Молодцы, всё отгадали. Назовите хором картинки с отгадками. Что общего у этих слов? (Логопед подводит детей к выводу о том, что это слова о зиме и зимних играх, в каждом из которых есть звук [К].)
Ольга Годовикова, учитель-логопед ГБОУ Гимназия № 1576, корпус 15,
Тамара Сияменд, учитель-логопед ГБОУ Школа № 2054, Д/о 1, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Как взыскать долги с обанкротившейся компании?
- Новости
- Весёлая академия
- Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДО
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии