"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Познаём мир с Логическим экраном
При выборе развивающих пособий педагоги и родители всё чаще предпочитают многофункциональный дидактический материал, который отличается содержательной насыщенностью, привлекательностью оформления и доступностью для детей игровых правил. Важна и возможность, с его помощью, комплексного решения образовательных задач и создания условий для субъектной позиции дошкольника во время обучения. Последним обусловлена необходимость самостоятельной проверки детьми успешности выполнения заданий, которая повышает их интерес к познавательной деятельности в игровой форме.
Одним из учебно-игровых пособий, способствующим развитию высших психических функций детей дошкольного и младшего школьного возраста, является «Логический экран» от производственной компании «Корвет». Играть с ним ребёнок может не только дома с родителями, но и в группе продлённого дня или во время свободной деятельности в детском саду. Игры с любыми сериями заданий также могут быть включены в структуру индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью входящих в состав пособия планшета с прозрачным экраном и липучками, пластиковых фишек и блоков игровых карточек «Знакомые незнакомцы», «Живая природа», «Четыре стихии», «Истоки русской культуры» ребёнок находит правильные, по его мнению, решения заданий. Например, знакомство с серией «Братья наши меньшие» открывает удивительное разнообразие и красоту мира животных, показывает неповторимый облик его представителей. Чтобы найти на картинках хвосты петуха, сороки, пингвина или рога коровы, лося, козы, ребёнку необходимо сначала представить их целостные образы, мысленно выделить указанные части тела, а затем соотнести свои представления с изображениями на карточках.
С помощью картинок серий «Звери» и «Птицы», которые знакомят детей с миром этих животных, предлагают, например, отметить и назвать самую маленькую птицу (колибри) или зверей с особой формой тела, позволяющей им планировать и летать (белку-летягу, шерстокрыла, летучую мышь). Для выбора правильного ответа ребёнок сравнивает изображённых животных по указанным признакам, анализирует результаты сравнения. Более сложными являются задания определить и отметить среди девяти других изображений гнезда ласточки, дятла, грача, лебедя или жилища белки, собаки, волка и лисы (дупло, конуру, логово, нору). В этом случае ребёнок может дать правильный ответ, если имеет представления не только о внешнем облике указанных представителей живой природы, но и о среде их обитания, пище, образе жизни и повадках, умеет анализировать и систематизировать знакомую информацию, чтобы найти решение в игровой ситуации.
Для выполнения заданий к картинкам серий «Огонь», «Вода», «Земля», «Воздух» блока «Четыре стихии» детей знакомят с агрегатным состоянием воды, со свойствами земли и воздуха, раскрывают роль огня в жизни человека и возможности использования им природных стихий. Задания к картинкам предполагают не только владение ребёнком указанными сведениями, но и развивают умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию, выстраивать логические цепочки, делать выводы и умозаключения. Например, при указании картинок, на которых вода в газообразном состоянии (облако, пар, туман), изготовленные при помощи огня предметы (хлеб, глиняная посуда, стекло, металлический инструмент), а также помогающих ответить на вопросы о пути попадания вредных веществ в воздух (автомобили, тепловые электростанции, заводы), о стихийных бедствиях (землетрясение, извержение вулкана, засуха) и их значении для человека.
Для знакомства детей с традициями русской культуры и формирования представлений о созданных мастерами предметах искусства в блоке «Истоки русской культуры» выделены серии «Сказ о том, как Иван женился», «Сказка из глины», «Деревянная сказка». Развитию мыслительных операций способствуют сравнение элементов росписи различных народных промыслов, группировка игрушек и предметов быта по материалу, из которого они изготовлены, по форме и декоративным элементам, их систематизация. Например, ребёнку предлагают найти и отметить фишками изделия гжельских мастеров, дымковскую игрушку, раскрасить матрёшку в стиле умельцев из Полхова-Майдана, показать русские народные инструменты (гармонь, балалайку) и назвать другие инструменты, изображённые на игровой карточке.
Для мотивации детей выражать свои рассуждения и ответы с помощью речи к каждому блоку картинок с заданиями приложен список вопросов. Очень важно обсуждать с ребёнком всю новую информацию, выполнение им задания, внимательно выслушивать его вопросы и подводить к выводу о возможности получения ответов на них с помощью книг, Интернет, познавательных телевизионных программ и от взрослых.
Ребёнок легко может проверить правильность своих ответов с помощью рисунков на обратной стороне каждой игровой карточки и при необходимости исправить ошибку. Это способствует развитию интереса к познавательной деятельности и формированию правильной самооценки.
После выполнения ребёнком всех заданий каждой серии можно использовать их ещё раз. Для этого следует рассказать ребёнку, как выполнил задание Незнайка или другой сказочный персонаж. Конечно же, дети ошибаются, отмечая фишками картинки, и затрудняются отвечать на вопросы. В этой ситуации взрослый предоставляет ребёнку возможность самоутвердиться, рассказывая и показывая, почему задание выполнено неправильно, в чём состоит ошибка. Так взрослый вновь стимулирует мыслительные операции и речь ребёнка. Задания любой серии можно усложнять, это будет способствовать развитию интереса детей к их выполнению и позволит уточнить представления ребёнка об окружающем его мире.
Надежда Субботина, воспитатель
ГБОУ Школа № 953 Д/о № 3, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Бинардик - что это?
- Развивающие игры с природным материалом
- «Машина времени»
- 10 самых древних в истории настольных игр, ставших прототипами сегодняшних
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии