"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Поговорки в речи детей дошкольного возраста
Конспект тематического родительского собрания
Дошкольный период развития ребёнка имеет особое значение для освоения им родного языка и речи. Актуальность участия семьи в формировании, расширении и актуализации словарного запаса детей, в закреплении навыков использования различных речевых конструкций, средств речевой и интонационной выразительности определила тему родительского собрания в средней группе.
Задачи: показать родителям необходимость и возможности формирования речевой выразительности дошкольников при использовании поговорок.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, магнитная доска.
Демонстрационный материал: презентация «Поговоркой речь красна».
Раздаточный материал: книги с народными и авторскими сказками, семисоставная матрёшка, ножницы, сантиметр, карточки с частями двадцати русских народных поговорок.
Воспитатель: Сегодня мы обсудим вопрос участия педагогов и родителей в подготовке дошкольников к использованию в речи поговорок как средства выразительности речи. Известно, что готовность понимать юмор, иронию, переносный смысл высказывания формируется только к старшему дошкольному возрасту. (Педагог демонстрирует слайд «Формируем выразительную речь» с изображениями 4-х детей: 1) говорит по телефону; 2) смотрит мультфильм; 3) разговаривает со взрослым; 4) слушает сказку, которую ему читает взрослый.)
Воспитатель: Как вы считаете, что оказывает наибольшее влияние на формирование речевой выразительности детей. (Родителей указали на слушание сказки и просмотр мультфильма.)
Воспитатель: Большое значение имеет знакомство дошкольников с народными сказками, загадками, пословицами и поговорками. Народная мудрость высказана в них коротко, интересно и понятно. Использование поговорок взрослыми членами семьи влияет на речь ребёнка: чем богаче и ярче речь взрослого, тем шире детский словарь. Задача взрослого выяснить, как понял поговорку ребёнок, услышав её в сказке, стихотворении, в разговоре. А выяснив, помочь запомнить выражение и научить использовать его в речи. Предлагаю разделиться на команды, чтобы было интересней выполнять задания, которые для вас приготовлены. (Родители договариваются и объединяются в две команды, каждой команде педагог вручает пакет с книгами.)
Для каждого участника сегодняшнего собрания здесь книга с народными или авторскими сказками. Задание командам: за 5 минут найти в текстах как можно больше поговорок. (Родители выполняют задание, называют поговорки, подсчитывают их количество. Анализ результатов показал, что больше всего их они нашли в народных сказках.)
Воспитатель: Доступных для понимания детьми поговорок много. Дошкольники их охотно слушают, но в речи совсем не используют или используют очень редко. Мы провели наблюдения за высказываниями детей и анкетирование 46-и родителей. Представлю его результаты. (Педагог демонстрирует слайд с результатами выполненного исследования.)
- Младшие дошкольники в речи поговорки не используют, и родители при общении с ребёнком их не употребляют.
- В речи детей средней группы по наблюдениям поговорки отсутствуют. Используют их в своей речи 13 % родителей, и, по их словам, они слышат поговорки от своих детей.
- Дети старшей группы также не используют в речи поговорки, но 29 % родителей привели множество примеров использования их в разговорах со своими детьми. Если смысл высказывания дошкольнику не понятен, то родители его разъясняют, но с ребёнком поговорку не заучивают.
- В подготовительной группе поговорки используют в своей речи 5,6 % детей. Употребляет их в разговорах с дошкольниками 21 % взрослых. 14 % родителей объясняют детям смысл поговорок, но заучивают их только по заданию логопеда.
Таким образом, наши родные поговорки все мы знаем и любим, но вот употребить их к месту и вовремя часто забываем, а с детьми о них говорим редко. Предлагаю игру «Без слов». Командам нужно молча изобразить содержание 3-х знакомых всем поговорок. (Родители демонстрируют поговорки, используя средства мимики и пантомимы. Побеждает команда, которая смогла показать больше угаданных соперниками выражений.)
Воспитатель: Решить задачу подготовки ребёнка для восприятия народной мудрости при изучении произведений культуры педагоги смогут только вместе с вами, родители. Надеюсь, что вы поддержите нас в этом и продолжите дома игровые ситуации для запоминания детьми поговорок и понимания их смысла.
Поговорки, слова которых понятны дошкольникам, вводим в речь без предварительной подготовки, в быту, сопровождая мытьё рук, умывание, причёсывание. В некоторых ситуациях на занятиях и во время прогулок тоже их используем. Сейчас вы увидите на фотографиях своих детей.
Постарайтесь назвать поговорки, которые подходят к ситуациям. (Педагог демонстрирует слайды, на которых дошкольники в детском саду. Родители после обсуждения назвали поговорки: дело мастера боится; всему своё время; семеро одного не ждут, дорого яичко к светлому дню и другие.)
Воспитатель: Когда я ем, я глух и нем. Это выражение нам знакомо с детства. Но как объяснить его смысл детям? Давайте подумаем, как это сделать. (Родители пришли к следующему выводу: нужно объяснить детям, что означают слова второй части фразы, и наглядно показать, почему во время еды лучше не разговаривать.)
Воспитатель: Предлагаю вам с помощью предметов, которые находятся на столе, продемонстрировать суть поговорок со словом «семь». (Родители обыгрывают поговорки: семь раз отмерь, один отрежь; у семи нянек дитя без глазу.)
Воспитатель: Предлагаю ещё одно задание. Вот карточки, на которых написаны части поговорок. Попробуйте догадаться, что это за поговорки, а потом сложить их из частей. Выполнить это команды смогут, только объединившись. (Родители обсуждают ситуацию и составляют поговорки на доске.)
Воспитатель: Мы с вами убедились, что поговорки эмоционально окрашены, они заставляют думать, рассуждать, находить соответствующие их смыслу ситуации. Всё это очень необходимо для развития и воспитания наших детей.
Елена Коломиец, воспитатель
МБДОУ Д/с № 6 «Ёлочка»,
г.о. Балашиха Московской обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии