"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Подарки для бабушки Елюк
Педагогический коллектив нашего детского сада проводит большую работу по патриотическому воспитанию дошкольников и приобщению их к культуре чувашского народа. Для этого созданы этнографический музей и уголки чувашского края в группах; организованы условия для активного участия детей и родителей в традиционных народных праздниках и развлечениях, среди которых «Акатуй» (праздник земледелия), «Ниме» (праздник коллективного труда), «Праздник народного костюма», музыкально-спортивный праздник «Игры Батыра» и другие.
На выставках «Асамлӑ юмах тĕнчи» (волшебная сила сказки), «Чувашская вышивка», «Глиняные изделия» педагоги знакомят дошкольников с изделиями народных умельцев, а родители раскрывают детям секреты создания чувашских узоров, гончарного искусства, столярного дела и плетения из лозы при проведении мастер-классов. На занятиях по физкультуре и на прогулке ребята любят играть в народные подвижные игры «Ҫӑткӑн пулӑ» (щука), «Сирĕлĕр» (расходись), «Пиҫихи пӑрахмалла» (бросание пояса).
Дошкольники с удовольствием и интересом участвуют в НОД по развитию чувашской речи, знакомству с национальным эпосом и детской художественной литературой, с узорами и изделиями декоративно-прикладного искусства чувашского народа, с достопримечательностями и знаменитыми людьми г. Чебоксары и Чувашии.
Представим читателям пример организации работы в указанном направлении с детьми средней группы.
Обучающие задачи: формировать представления о чувашских вышитых изделиях, познакомить с узором «солнце»; закреплять навыки выполнения аппликации.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к чувашскому народному декоративно-прикладному искусству; внимание, память, мышление, творческие способности.
Воспитательные задачи: воспитывать желание использовать мотивы чувашской вышивки в самостоятельной продуктивной деятельности.
Демонстрационный материал: салфетка с вышивкой; изображение узора солнца; лоскуты белой ткани; клубки ниток разного цвета, ножницы, иголка.
Раздаточный материал: коробка с фишками 3-х цветов; карточки с изображением национальных чувашских узоров; кисточки и подставки для них; клей; клеёнки; салфетки; бумага белого и красного цвета формата А4.
Предварительная работа. Знакомство с чувашской легендой о трёх солнцах, с загадками о швейных принадлежностях. Рассматривание лоскутов разной ткани и выявление её свойств.
Ход деятельности
Педагог: Ребята, вы уже знакомы с моей бабушкой Елюк. Она прислала для вас красивую коробочку. Хотите узнать, что в ней находится? (Дети проявляют интерес.) Давайте откроем и посмотрим. (Достаю из коробочки салфетку.)Дети: Это красивая салфетка.
Педагог: Когда смотришь на эту салфетку, так и кажется, что солнышко к нам в окно заглядывает. И хочется улыбнуться. Эта красота создана руками чувашской мастерицы. Предлагаю вам потрогать, пощупать ткань салфетки и сказать, какая она. (Подсказываю, как изучить ткань; дети гладят салфетку руками, мнут и тянут. Затем с помощью наводящих вопросов они рассказывают о салфетке.)
Дети: Ткань салфетки белая. Салфетка тонкая и мягкая. Она прочная.
Педагог: Давайте рассмотрим красивый чувашский узор, которой вышит на ткани. (Приглашаю детей сесть за стол.) Как вы думаете, что изображает этот узор? На что он похож? (Дошкольники высказывают свои предположения.) Очень интересно! Дети, таким узором чуваши вышивали солнце или звезду. (Демонстрирую карточки с рисунком чувашского узора и его смысловым значением, дети их рассматривают.) Ребята, знаете ли вы игру про солнце? Хотите поиграть? (Провожу с дошкольниками подвижную игру «Солнышко и дождик».)
Педагог: Давайте теперь постараемся найти узор «солнце» на рисунках. Выбирайте фишку! (Дети берут по одной фишке. Помогаю им разделиться на 3 команды в соответствии с цветом фишек.) Подойдите к столу с большим кругом такого же цвета, как ваши фишки. Вы видите карточки с чувашскими узорами. Найдите среди них узор «солнце». (Дошкольники выполняют задание и сообщают, что нашли много таких узоров.)
Педагог: Молодцы! По чувашской легенде когда-то близко от Земли в небе люди видели 3 солнца, поэтому всегда было жарко. (Рассказываю детям легенду про три солнца, которая объясняет, почему чуваши изображали не одно солнце в вышивке на одежде, в рисунках на домах и заборах.) Узор «солнце» - это добрый знак. Если человеку дарят вещь с таким узором, то желают ему добра и счастья. (Предлагаю детям сесть на стулья полукругом.)
Педагог: Чувашские мастерицы в вышивке использовали не все цвета, в основном только красный, зелёный, жёлтый. Ребята, чем вышивают узоры? Говорят: «Одноглазая старушка узоры вышивает».
Дети: Это иголка.
Педагог: Молодцы! А это что? Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Дети называют ножницы.) Отгадайте: маленький, кругленький, за хвост не поймаешь? (Дети называют клубок.) Мы с вами много узнали о салфетке и её узорах. Хотите сами украсить салфетки узорами «солнце» и подарить бабушке Елюк? (Дошкольники выражают желание сделать подарок для бабушки.)
Педагог: Посмотрите, как выполнить салфетку. (Демонстрирую детям все свои действия.) У нас есть бумага-основа красного и белого цвета. Я выбираю белую. Для узора «солнце» возьму бумажные квадраты двух цветов. Сложу эти квадраты вот так, чтобы получились одинаковые треугольники. Из этих треугольников собираю узор. На моей салфетке будет пять солнц. Приклеиваю узор на основу в середине и по углам салфетки.
Теперь вы, ребята, попробуйте. Узоры можно разместить по желанию. Если кому-то понадобится помощь, я подойду. (Звучит спокойная чувашская мелодия. Дети складывают квадраты бумаги, выкладывают из треугольников узор и украшают салфетки.)
Педагог: Какие красивые салфетки у нас получились! Чем вы их украсили? Кому подарите? (Дети отвечают на вопросы.) Давайте сложим салфетки в красивую коробочку и передадим их бабушке Елюк. Мне, кажется, она будет очень рада.
Алина Прокопьева, воспитатель
Ирина Николаева, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад №178»
г. Чебоксары
Рекомендуем почитать
- Деревянные развивающие игрушки
- Маленький «домик» и его большие тайны
- «Волшебная дощечка» и «Математический планшет»
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии