"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
Родительская гостиная «Игрушки для мальчиков и девочек»
Часто родители спрашивают психолога или воспитателя: «Что с моим сыном? Он играет в куклы, наряжается в вещи мамы, сестры». Ещё чаще можно услышать на детской площадке укоризненное: «Какой футбол! Слезь с забора! Ты же девочка!». Пока родители загоняют малышей в жёсткие гендерные рамки, наряжают девочек в розовое, а мальчиков в синее, покупают мальчишкам оружие, а девчонкам розовых пони, у детского психолога будет весомый повод собрать родителей и поговорить об этом.
Возрастные изменения в развитии детей и кризисы будут преодолены семьёй намного мягче, если подвести взрослых к более корректной линии поведения. Современные мамы и папы, бабушки и дедушки желают вырастить особенного ребёнка, гения, талант, читающего в три года и говорящего на нескольких языках. Поэтому всё, что касается развития чада, вызывает интерес и востребовано.
Особенностью работы учреждения дополнительного образования является абсолютная свобода решения родителей. Невозможно собрать родительское собрание, как в школе или детском саду, обзвонив всех или оповестив в Viber. Поэтому практикуем взаимодействие с родителями в форме гостиных с приглашением для консультаций специалистов из разных областей знания.
Размещаем материалы на информационных стендах и анализируем отклики заинтересованных родителей. Пока дети находятся на занятиях с педагогами нашего Дворца детского творчества, родители могут с пользой провести это время, пообщавшись со специалистами учреждения или приглашёнными на встречу логопедом, педиатром, клиническим психологом или массажистом. В рамках таких встреч каждый родитель может задать интересующий его вопрос, обсудить волнующую его ситуацию в семье, получить рекомендации и сделать для себя открытия.
Представляю вниманию читателей содержание «Родительской гостиной «Игрушки для мальчиков и девочек»
Цель: помочь родителям в выборе для своих детей полезных игрушек.
Задачи: обсудить стереотипы выбора игрушек для детей по гендерному признаку; привлечь внимание к качеству выбираемых игрушек и материалов, из которых они изготовлены; познакомить с особенностями выбора игрушек с учётом возраста детей, уровня их развития и гендерных различий; ответить на вопросы родителей и получить обратную связь.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Демонстрационный материал: использованные нами изображения игрушек, полезных для всестороннего гармоничного развития ребенка, и игрушек, которые не рекомендованы психологами для детских игр, указаны в описании хода гостиной.
Ход беседы
1. Любимые детские игрушки. Предлагаю родителям назвать любимые игрушки своих детей и рассказать о том, как они их выбирают. Обсуждаем особенности взросления мальчиков и девочек, изменение необходимых для них игрушек.2. Игрушки для режиссёрских игр. Отмечаю значимость режиссёрских игр при знакомстве ребёнка со звуками, запахами, красками, формами окружающих предметов. Чем многофункциональнее предметы на этом этапе, тем лучше. При выборе первых игрушек не встает вопрос, для мальчиков они или для девочек, погремушки универсальны. Сензитивный период для познания элементарных свойств окружающего мира длится примерно до 3-х лет, поэтому предлагаю родителям назвать открытия, которые сделал их ребёнок в этом возрасте.
Демонстрирую и рекомендую родителям игрушки для первых примитивных детских игр:
- фигурки людей разного пола с гнущимися конечностями, которые ребёнок может соотнести с окружающими его взрослыми и детьми;
- фигурки домашних и диких животных: пластиковые для купания или игр на улице; мягкие плюшевые с имитацией шерсти или перьев;
- игрушечный транспорт с движущимися частями;
- ёмкости и мерные ложки, лопатки для формирования представлений об объёме;
- геометрические фигуры, кубики, конструкторы для формирования представлений о цвете, форме, метрических отношениях деталей и развития ориентировки в пространстве.
Демонстрирую родителям дидактические игры с геометрическими фигурами, кубиками, вкладышами для формирования представлений о цвете, форме и величине - «Лягушка», «Дроби», «Кубики», «Игры Никитиных», «Сложи квадрат» и другие.
3. Образно-ролевая игра. Обсуждаю с родителями, как дети проигрывают свои впечатления. Для лучшего ощущения границ своего тела предлагаю организовать дома место для игр с водой, песком, пластилином, глиной и красками. В возрасте условно от 3-х лет формируются причинно-следственные связи «я воздействую на это, и оно изменяется», «его изменяю я», «я могу изменять разные вещи». У детей появляется интерес к сложным устройствам и формам, двигающим детали механизмам, маятникам, блочным конструкциям. Постепенно возрастает внимание к изменяющимся предметам и их деталям, увлечь могут звучащие предметы, меняющие цвет, аморфные, подвижные.
Поясняю, почему не нужно мешать ребёнку в играх, где дерутся игрушки, падают кубики, взрываются машинки. Демонстрирую родителям игрушки для выражения напряжения и агрессии: мячи, кегли, игрушечное оружие, солдатиков, лук со стрелами, мягкие бесформенные предметы, которые можно поколотить. Подчёркиваю, что и мальчики, и девочки имеют одинаковый эмоциональный спектр: ребёнок любого пола нуждается в принятии и понимании себя, своих ощущений, настроений и эмоций. Объясняю родителям опасность фраз «Не плачь, ты же мужчина!», «Не пачкайся, ты же девочка!» и подобных. Если запрещать мальчикам или девочкам выражать страх, агрессию, печаль или радость, это одинаково приведёт к деформации личности и комплексам в будущем.
4. Сюжетно-ролевая игра. Обсуждаем с родителями особенности ролевых игр: дети воспроизводят в них роли и взаимоотношения взрослых, которые наблюдают. Каждый ребёнок примеряет роль родителя, воспитателя, врача, строителя и другие, используя соответствующие знаки отличия, наряды и атрибуты. Например, после похода с родителями за покупками ребёнок может создать в игре ситуации, которые наблюдал в торговом зале магазина; а понаблюдав за работой регулировщика на перекрёстке, попробовать себя в роли полицейского. Ребёнок может играть по сюжетам сказок и фильмов. Если в 3-4 года ребёнок способен концентрировать внимание в игре 10-15 минут, то в 4-5 лет он может продолжать игру до 40 минут. В 6-7 лет игра изменяется и усложняется, её длительность значительно увеличивается - игра может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
Игровая мотивация у мальчишек и девчонок формируется в сюжетно-ролевых играх по одному принципу, при этом наличие каких-то игровых атрибутов не всегда определяет игровой сюжет. Хорошо иметь дома базовый набор игрушек для разных игр. Задаю родителям вопросы: Играете ли вы со своими детьми в сюжетно-ролевые игры? Во что любит играть ребёнок и кем себя представляет? Кого из близких взрослых он вовлекает в игру? Закрепляете ли вы в игре представления ребёнка о труде людей и их профессиях? Роли, которые малыш примеряет на себя, соответствуют его полу или противоположному?
Объясняю, что дома следует обозначить границы игры: в этой комнате можно играть с этими игрушками, а здесь можно взять вот эти. Обсуждаем с родителями, какие предметы могут в игре заменить реальную посуду, строительные инструменты и другое; как можно использовать в ней старые платья, шляпы, украшения, лоскуты ткани, рулон обоев и прочее. Обращаю внимание на то, что следует убирать из игрового пространства ценные и хрупкие предметы.
И мальчики, и девочки любят наряжаться, строить дома и дороги, играть в семью. Предлагаю родителям создать для игр имитацию дома с кухней, спальней, ванной и мебелью. Всё это с удовольствием используют в играх девочки в возрасте 4-6 лет. Интерес мальчиков в этом возрасте притягивают технические игры, поэтому родителям сыновей предлагаю оборудовать гараж для машин, мастерскую с инструментами. Например, их можно сделать вместе с ребёнком из коробки, прорезав в ней окошки.
Предлагаю родителям выбрать для себя роль и 3 минуты «пожить в ней» при игровом взаимодействии друг с другом, построить диалоги, использовать необходимые для ролевых действий предметы, которые есть в кабинете. По завершении обсуждаем с родителями ощущения, игровые действия, использованные атрибуты, а также удалось ли им выстроить игровые отношения с другими участниками гостиной.
Часто для игр ребёнку необходимо убежище - это домик или «пещера», в которую герой игры сможет вернуться или где будет прятать свои сокровища. Предлагаю родителям припомнить места в квартире, где малыш обычно строит или может построить свой «шалаш». Обсуждаем, из чего можно его сделать. Подчёркиваю, что главное в играх с пространством – безопасность ребёнка, поэтому все конструкции должны быть надёжными. Предлагаю рассмотреть альтернативу – покупные домики и палатки из синтетических мягких материалов или наоборот, более прочные конструкции. Отмечаю, что строить дома «убежище» лучше из знакомых материалов – подушек, ткани, картона, стульев и других предметов ближайшего окружения. Следует поддерживать эту детскую инициативу, и участие в строительстве принимать только с разрешения ребёнка.
Совместное творческое преобразование реальности способствует решению множества задач: расширяет представления о свойствах различных материалов; развивает метрические представления, умение ориентироваться в пространстве, мышление, воображение, способность находить решение в проблемных ситуациях, справляться с трудностями. Для ребёнка важно осознание поддержки со стороны взрослого. Всё это не решит покупка готового сооружения, но оно будет выглядеть в квартире эстетичнее.
Можно превратить в игру для ребёнка выполнение домашних обязанностей по хозяйству, при этом не рекомендую их разделять: как мальчику, так и девочке в будущем понадобится умение выращивать простые растения, ухаживать за домашними животными, убирать посуду, игрушки и свои вещи, мыть и стирать маленькие предметы, открывать, резать и чистить простые продукты питания.
5. Игры с правилами: быстрее-выше-сильнее! Знакомлю родителей с особенностями игр с правилами. И мальчишки, и девчонки с интересом соревнуются, прыгают, строят лабиринты и полосы препятствий, объединяются в команды. Им интересны и полезны игры в салки, прятки, игры с мячом или со скакалкой, квесты с поиском сокровищ и секретов, разгадывание карт и схем передвижения. Предлагаю взрослым вспомнить любимые соревновательные игры детства, народные игры «Ручеёк», «Выше ноги от земли», «Шишка». Обсуждаем возможность игры с детьми в настольные игры «Лото», «Монополия», «Фанты», «Крокодил», «Домино» и другие.
Важно показать значимость смешанных групповых игр без родителей, когда дети начинают самостоятельно выстраивать взаимоотношения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. Подчеркиваю, что игра в детском возрасте вне зависимости от пола ребёнка положительно влияет на его интеллектуальное развитие. В игре моделируются социальные ситуации, у малыша формируется самооценка, понимание отношений «я – другие». Он учится сотрудничать, договариваться и общаться, а это важнейший показатель личностной готовности ребёнка к школе.
Подвожу итоги гостиной и подвожу родителей к выводу о том, что игра имеет как диагностический потенциал, так и исцеляющие свойства: она помогает ребёнку выразить себя, справиться со страхами и напряжением, снизить тревожность, гармонизирует эмоциональное состояние маленького человека.
Уже в младших классах начнётся становление гендерных ролей, отличия детей станут более значимыми. Поэтому в дошкольном детстве необходимо реализовать потребности ребенка в играх «для девочек» и играх «для мальчиков».
Анастасия Афанасенко, педагог-психолог
МБУДО «Белгородский Дворец
детского творчества», г. Белгород
Рекомендуем почитать
- «Методики Н. Зайцева» предлагает авторские пособия
- Моё призвание – педагог
- В поисках науки
- Знакомство с обитателями заповедника Утриш. Большая синица
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии