"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2019
«Встречаем птиц и весну»
Сохранение, возрождение и развитие народных традиций – это одно из направлений приобщения детей, подростков и молодёжи к культурному наследию, которое способствует их духовно-нравственному воспитанию. На фоне массового увлечения россиян символами восточных календарей и карнавалов отмечаю актуальность знакомства детей с народными праздничными традициями родного края. Исторически сложилось так, что в нашем посёлке Коренево и всём Коренёвском районе Курской области эти традиции тесно связаны с православным календарём и народными приметами. Например, в весенних праздниках широко представлены образы приносящих весну птиц. Чтобы раскрыть младшим школьникам их значение, нами разработан проект «Встречаем птиц и весну», который обогащает условия формирования ценностного отношения к народным праздникам, способствует развитию познавательного интереса к их исторически сложившемуся фольклорному сопровождению, особенностям атрибутов и организации.
Цель проекта (взрослая): поддержать народные праздничные традиции Коренёвского района для развития интереса детей к отечественной культуре.
Цель проекта (детская): узнать о значении образов птиц в весенних праздниках народного календаря.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: ученики 3 «А» класса.
Представим содержание проекта, формы и результаты деятельности его участников на каждом этапе его реализации.
Этап 1. Подготовительный
С декабря по март в нашей школе проходит областная акция «Покормите птиц зимой». Участие в ней помогает детям в поиске ответов на вопросы: Какие птицы остаются зимовать в нашем регионе? Как помочь им пережить тяжёлые зимние дни?Школьники искали информацию о питании птиц в природе зимой в сети Интернет, во всевозможных справочниках и детской художественной литературе. Их внимание привлекли стихи и рассказы, среди которых «Покормите птиц» А. Яшина, «Поможем птицам» и «Кормушка» Р. Новиковой, «Синичкин календарь» В. Бианки. Под нашим руководством все найденные сведения были систематизированы детьми, а затем представлены в докладе «Зимующие птицы Коренёвского района» и презентации «Птицы нашего края зимой».
Многие ученики посещают кружки «Я - исследователь» и «Добрые дела», поэтому они с интересом поддержали выставку «Домик для птиц» в школьном парке и изготовили для неё кормушки из бросового материала. Так перед окнами нашего класса появилось «Птичье кафе». Каждое утро дети проверяют содержимое кормушек и оставляют в них угощение для птиц.
Собирая информацию о птицах, школьники узнали о существовании Птичьего календаря. У них появились вопросы о традиционных народных праздниках, которые связаны с прилётом птиц на нашу малую родину весной. Дети проявили желание найти ответы на них при участии в проекте «Встречаем птиц и весну».
Этап 2. Сбор, накопление и обработка информации
Школьники узнали, что в народном календаре начало весны тесно связано с прилётом птиц. Наблюдения за их поведением помогали определять начало подготовки к полевым работам и их проведение. Чтобы ускорить наступление весенних дней, изображали прилёт птиц с песнями, закличками, играми и танцами. Хозяйки для этого пекли булочки и плюшки, соответствующие образу сидящих или летящих птиц. В разных регионах России эта выпечка имела разное название: жаворонки, жуварёнки, снегирьки, кулики, ластовочки, тетёрки, кокурки и другие.Представим в таблице некоторые сведения, систематизированные детьми в ходе проекта.
3. Образы птиц
Во многих семьях чтят православный праздник «Со̀роки», и мамы учеников решили поделиться с нами секретом изготовления исконно русского лакомства - жаворонков. Женя С. рассказал, что его бабушка живёт в селе Колонтаевка, и там накануне праздника женщины по традиции собираются в одной избе, чтобы вместе приготовить жаворонков. Вот и мы с ребятами дружно это сделали: мальчики подготовили столы для работы с тестом, девочки под руководством взрослых его замесили; затем мамы наглядно показали, как можно сделать весенних птиц, и школьники с удовольствием слепили жаворонков.Дети решили понаблюдать за птицами, которые прилетели с наступлением весны в наш Кореневский район, и сделать их фотографии. Этот замысел был успешно реализован во время прогулок.
Этап 4. Презентация проекта
В мае творческие работы учащихся были представлены на фотовыставке «Весна идёт». Образы птиц в природе не оставили равнодушными никого из её посетителей.
Елена Шевцова, учитель
МКОУ Кореневская СОШ № 1
им. В. Крохина, п. Ко̀ренево
Кореневский р-н, Курская область
Рекомендуем почитать
- Lalaboom. Спаси друга!
- МОО «Экспертиза для детей»
- Японский кроссворд: найти ход!
- Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии