"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Обучаем детей грамоте при помощи света
Игровые упражнения с применением световых планшетов, способствующие развитию необходимых умений для овладе ния техникой письма в дошкольном возрасте
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что мышцы пальцев и кистей рук ещё слабы и быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение, поэтому целесообразно использовать разные методы и способы, развивающие это умение. Приведём некоторые игровые упражнения, которые
способствуют развитию необходимых умений для овладения детьми дошкольного возраста письмом.
Дети, у которых плохо развита моторика, не любят выполнять работу, связанную с письмом, поэтому можно использовать набор «Freeze Light» в индивидуальной работе на занятиях, во внеурочной деятельности, на переменах и дома. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.
Такую работу можно проводить на световых планшетах. Необычность и даже загадочность ситуации позволяет дольше сохранить внимание детей на уроке, более творчески отнестись к заданию, не бояться ошибиться, так как всегда можно исправить ошибки. Работа опирается на активную деятельность самих детей с трафаретами, игрушками и другим раздаточным материалом. Следующий комплекс упражнений направлен на развитие умения ориентироваться на листе бумаги, различать верх и низ.
Для отработки движения слева направо также можно использовать игровые приёмы. Например, самолёт «разбегается» по взлётной полосе, машина «едет» из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах планшета рисуются (или обводятся) геометрические фигуры: дом – слева, а дача – справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо». Далее предлагаем рассмотреть упражнения, направленные на закрепление образа буквы.
Использовать световой планшет на занятиях можно: для привлечения внимания детей; для применения игрового момента на уроке; для индивидуальной работы с гиперактивными детьми, с детьми, которые быстро утомляются на уроке, а также с детьми, у которых есть трудности зрительно-двигательной координации, с лёгкой формой нарушения движений.
Е. Арасланова, канд. психол. наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» и авторский коллектив.
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что мышцы пальцев и кистей рук ещё слабы и быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение, поэтому целесообразно использовать разные методы и способы, развивающие это умение. Приведём некоторые игровые упражнения, которые
способствуют развитию необходимых умений для овладения детьми дошкольного возраста письмом.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.Упражнение «Штриховка»
Дети обводят (или рисуют) геометрические фигуры на планшете, а затем выполняют штриховку данных фигур, использую правила штриховки: штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры фигуры; соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи, соблюдать расстояние. Особое внимание при работе с планшетом надо уделить работе с ручкой, когда включать её и выключать. Данное упражнение развивает внимание, усидчивость, старательность.Упражнение «Рисование линий, фигурных дорожек»
По образцу (или на слух) дети рисуют дорожки из верхнего левого угла планшета в нижний правый. Например, во время эстафеты первый участник бежал слева направо по холмистой местности, которую мы изобразим кривой линией, следующий участник бежал справа налево, изображаем ломаной линией и так далее. Следующее задание в игровой форме учит детей писать разные линии.Упражнение «Обводка»
Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте; в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка. Движения рук становятся более уверенные, а при использовании светового планшета школьные занятия будут для ребёнка интересны и не столь утомительными.Дети, у которых плохо развита моторика, не любят выполнять работу, связанную с письмом, поэтому можно использовать набор «Freeze Light» в индивидуальной работе на занятиях, во внеурочной деятельности, на переменах и дома. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.
Такую работу можно проводить на световых планшетах. Необычность и даже загадочность ситуации позволяет дольше сохранить внимание детей на уроке, более творчески отнестись к заданию, не бояться ошибиться, так как всегда можно исправить ошибки. Работа опирается на активную деятельность самих детей с трафаретами, игрушками и другим раздаточным материалом. Следующий комплекс упражнений направлен на развитие умения ориентироваться на листе бумаги, различать верх и низ.
Упражнение «Дождь идёт»
Под руководством педагога дети рисуют (или обводят по трафарету) облако в верхней части планшета, а в нижней – лужу. Пошёл дождь, капают капли сверху вниз. Дети пунктирными (или вертикальными) линиями должны провести капли в лужу. Свои действия ребёнок сопровождает словами: «Сверху вниз».Упражнение «Бабочки на лугу»
В нижней части планшета по трафарету обводится бабочка. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем только по его словесным инструкциям, дети ведут линию, показывающую движение бабочки, комментируя свои движения: «Вверх-вниз», «Снизу вверх».Для отработки движения слева направо также можно использовать игровые приёмы. Например, самолёт «разбегается» по взлётной полосе, машина «едет» из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах планшета рисуются (или обводятся) геометрические фигуры: дом – слева, а дача – справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо». Далее предлагаем рассмотреть упражнения, направленные на закрепление образа буквы.
Упражнение «Допиши букву»
В данном задании дети должны дописать буквы и назвать, какие буквы у них получились. На этапе знакомства с буквой, дети дописывают элементы печатных букв. На уроках письма, при знакомстве с письменным написанием букв, дописывают сначала простые, а затем сложные элементы букв. А при соединении букв (гласных и согласных) дети должны определить, что у них получилось (слоги). Так происходит закрепление слогового синтеза. За каждое выполненное задание детям можно давать слоги, которые они должны собрать в конце занятия и прочитать, что у них получилось.Упражнение «Исправь букву»
Многих детей пугает и расстраивает то, что, написав неправильно, они не смогут исправить. А нарисованное светом неправильное написание букв может исчезнуть через некоторое время. Например, написание «петелек» в письменных буквах всегда было трудным материалом для детей, поэтому можно дать им написать данные буквы по трафарету. Выполнение данных заданий на планшете необходимо детям с заниженной самооценкой, неуверенным в себе, так как, написав букву неправильно, ребёнок всегда может ещё раз сравнить её с образцом, исправить, а неправильное написание исчезнет через некоторое время, оставив правильное.Использовать световой планшет на занятиях можно: для привлечения внимания детей; для применения игрового момента на уроке; для индивидуальной работы с гиперактивными детьми, с детьми, которые быстро утомляются на уроке, а также с детьми, у которых есть трудности зрительно-двигательной координации, с лёгкой формой нарушения движений.
Е. Арасланова, канд. психол. наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» и авторский коллектив.
Рекомендуем почитать
- Как выбрать идеальную систему налогообложения для бизнеса?
- Лабиринт
- Московский завод игрушек
- Госдума планирует отменить требования к образованию опытных воспитателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку