"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Положительное влияние предметно-развивающей среды
Использование мебели, которая бы одновременно выполняла утилитарную функцию, и предполагала бы развитие ребёнка в дошкольном учреждении – задача, стоящая перед руководством любого детского сада. Актуальность работы заключается в изучении положительного влияния многофункциональной мебели на формирование предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Построение такой среды неизменно приводит к работе с личностно-ориентированной моделью, которая предполагает размещение мебели, исходя из нескольких принципов. Мы расскажем о благоприятном эффекте, который может быть получен благодаря использованию трансформируемой мебели в дошкольном учреждении.
Работа руководства позволила в кратчайшие сроки решить ряд задач по оснащению мебелью корпусов дошкольного учреждения. В частности, стоит отметить, что к настоящему времени на всей территории Российской Федерации проводится ряд федеральных программ, направленных на модернизацию дошкольных образовательных учреждений. Город Чебоксары в данных условиях продемонстрировал впечатляющие результаты – за последние десять лет на территории города было введено в эксплуатацию два десятка новых учреждений. Это одновременно показывает положительную демографическую динамику и указывает на необходимость реформирования всей системы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Решение задач, поставленных перед дошкольными учреждениями Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» неизбежно приводит руководство к необходимости постоянной оптимизации как учебной части, так и материально-технической базы. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в правовое поле Российской Федерации привело к тому, что на детские сады была возложена обязанность по контролю за всеми деталями процесса обучения. В то же время ФГОС ДО выдвинул ряд требований к организации воспитательного процесса в детском саду. К таким требованиям можно отнести запрос на индивидуальное формирование ребёнка как личности, достижение положительного эффекта в рамках воспитания психологической культуры.
К выбору мебели для оснащения дошкольного учреждения следует подходить очень ответственно. Обращаясь к Стандарту, стоит сказать, что законодатель предусмотрел целый ряд требований к предметно-ориентированной среде, чтобы усилить её эффект на развивающийся организм дошкольников. В частности, к этим требованиям относится запрос на максимальную реализацию творческого потенциала воспитанников. Это значит, что мебель в дошкольном учреждении должна выполнять не только утилитарную функцию, но и своей формой, цветом, текстурой стимулировать развитие творческой индивидуальности дошкольников.
Наборы мебели (или отдельные её части) должны быть приятны глазу, взаимодействие с ними должно быть лёгким и предполагающим несколько вариантов использования. Имеющиеся в наличии шкафы, должны с лёгкостью трансформироваться в элементы игры, выполнять роль декораций и т.д. Также ФГОС ДО одновременно предполагает и доступность мебели для использования всеми группами, находящимися в учреждениях, и доступность с точки зрения возможности открытого контакта детей с игрушками, которые там хранятся.
Отдельно стоит отметить именно вторую часть термина «доступность». Детская фантазия, как уже было неоднократно доказано многими учёными в области педиатрии, развивается в тесной связи с образным мышлением. Именно наличие игрушек буквально «под рукой» стимулирует мозг к созданию новых цепочек нейронных связей, которые формально признаются «развитием мозга» в общем смысле этого термина.
Вопрос формирования предметно-ориентированной среды в рамках детского сада поднимался в научной литературе неоднократно. Стоит упомянуть, что родоначальником идеи трансформируемой мебели была шведская компания IKEA, которая и разработала первые многофункциональные предметы интерьера. В частности, одним из ярких представителей модельного ряда стал набор «Труфаст», состоящий из различного вида стеллажей и контейнеров. Этот набор и вдохновил отечественных специалистов на производство мебели, которая бы могла использоваться в нашем детском саду.
Нахождение в поле видимости дошкольника игрушек и развивающих предметов – важное условие в воспитательном процессе. И именно многофункциональную мебель можно с уверенностью отнести к категории предметов, стимулирующих развитие детского воображения, а также усиливающих творческую составляющую процесса игр. Видится рациональным разделение пространства детского сада на несколько зон: рекреационную, спортивную, игровую, техническую и спальную. Главной же, разумеется, можно считать игровую зону, в которой дошкольники под контролем воспитателя проводят больший объём времени.
Рассматривая наш детский сад подробно, следует остановиться на этапах его ввода в эксплуатацию и дате начала функционирования. Первый корпус учреждения начал работу ещё в 2014 году, а уже через три года совместными усилиями руководства учреждения и строительных подрядчиков был введён в эксплуатацию 4-х групповой второй корпус. Вся организация творческой среды была возложена на преподавательский состав детского сада. В этих условиях было принято решение отнестись к выбору мебели с точки зрения активного творческого подхода.
Был разработан дизайн-макет будущих помещений, в которых предусмотрены игровая, обеденная, спальная зоны, а также визуальное ограничение каждый из них. Работа с макетами предполагала, что построение предметно-развивающей среды будет вестись с учётом возможности трансформации мебели из блочной структуры в новые элементы. Такое решение обладало рядом преимуществ – сама предметно-развивающая среда должна была бы «расти» вместе с ребёнком, её дальнейшее функционирование будет целиком зависеть от построения учебного плана. Продолжение - в следующем номере…
Вера Коновалова, заведующий
Светлана Печурина, зам. заведующего
МБДОУ «Детский сад №202 «Город чудес»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии