"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Игра «Семь котят»
Почему один малыш, увидев расстроенную маму, подойдет и обнимет её, а другой – пройдёт мимо? Почему один ребёнок, увидев радость друга новой игрушке, тоже порадуется вместе с ним, а другой – начнёт рыдать? Всё это зависит от уровня эмоционального развития малыша. Чем более эмоционально развит ребёнок – тем лучше он различает чувства других людей и учится адекватно реагировать на их эмоции. Такие дети становятся успешными взрослыми.
Если кратко рассмотреть особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста, то можно отметить следующее: в 3 года ребёнок учится выражать эмоции вместо того, чтобы начинать плакать, рассказывает о том, что ему нравится, а что нет, начинает понимать чувства других людей; в 4 года дошкольник может рассказать о своих чувствах, лучше справляется с собственными эмоциями и распознаёт эмоции окружающих; в 5-6 лет ребёнок умеет описывать свои чувства с помощью слов, становится более восприимчивым к эмоциям окружающих; в 7 лет способен справляться со своими негативными эмоциями, проявляет сострадание к другим людям.
Чтобы родители и педагоги смогли помочь ребёнку в становлении социально-эмоциональной сферы, им необходимо понимать его. Но ребёнок дошкольного возраста пока ещё не обладает достаточным словарным запасом и умением распознавать свои собственные эмоции, чтобы описать чувства словами. Поэтому взрослые ищут различные простые и информативные пути, чтобы понять настроение, чувства ребёнка, причины его поступков и поведения. Для решения этой задачи предлагаю поиграть.
Цель: научить ребёнка выражать эмоции через творческую составляющую игры, развивать фантазию и речь.
Материалы: 7 листов формата А 4, цветные фломастеры или карандаши.
На листах нужно распечатать или нарисовать контур котёнка, но без мордочки (рисунок 1). Объясняем ребёнку, что каждый день к нам будет приходить котёнок. Ребёнок придумывает кличку. Котёнок – живой малыш, и у него бывает разное настроение: иногда он грустит, иногда, радуется или стесняется. Предлагаем ребёнку каждый день раскрашивать и дорисовывать котёнка, и рассказывать, какое у него настроение.
Когда ребёнок начнёт рисовать, возможно, он будет задавать взрослому вопросы: «Каким цветом мне нарисовать глаза (нос, рот)?», «Можно ли нарисовать рядом с котёнком миску молока?», «Можно ли дорисовать котёнку бантик?» Ни в коем случае не указывайте ребёнку, ничего не запрещайте, не делайте никаких критических замечаний, старайтесь мягко предложить ему подумать, пофантазировать, сделать выбор самому. Это очень важный момент! Любое замечание взрослого, например «Котёнок не бывает сиреневым!», «Нельзя рисовать мячик рядом с котенком.» приведут к тому, что рисунок станет совершенно неинформативен, бесполезным для анализа.
После того, как ребёнок раскрасит и нарисует мордочку котёнка, попросите его рассказать, почему котёнок сегодня именно такой. Обратите внимание на цветовую гамму – светлые, яркие цвета чаще свидетельствуют о положительных эмоциях, тёмные – о негативных. Следует отметить детали рисунка – глазки, носик, ротик котёнка. Ненавязчиво расспросите ребёнка обо всём, что видите – каждая деталь рисунка может нести определённую смысловую нагрузку. Кроме того, имеют значение и другие особенности: сильный нажим при рисовании может свидетельствовать об эмоциональной напряжённости, сверхсильный нажим, когда бумага рвётся – перевозбуждение, агрессивность, слабый нажим – снижение настроения, неуверенность или застенчивость. Если ребёнок рисует прерывистыми линиями, несколько раз обводит контуры, сильно заштриховывает рисунок, то это говорит о тревожности малыша. Чётко прорисованные огромные глаза со зрачками свидетельствуют о страхах ребёнка, рот с зубами и клыками – об агрессии.
Если вы в течение семи дней будете пользоваться этой игрой, то в конце недели вы многое узнаете о своём ребёнке. Через рисунок он будет передавать своё настроение, свои эмоции, а также конкретные события, которые произошли в этот день. Также через рисунок могут проявиться страхи или желания, мечты ребёнка. Возможно, вы проследите какую-то закономерность в рисунках и рассказах малыша. Проанализировав неделю или несколько недель можно проследить, есть ли разница в поведении малыша в будни и выходные, меняется ли его настроение, когда родители на работе и когда дома, когда он с родителями и у бабушки, когда ходит в детский сад и не ходит. Все рисунки сохраняются в папке. При необходимости на обратной стороне рисунка можно писать заметки, краткое описание рассказа ребёнка.
Примеры работ: на рисунке 2 изображён разноцветный котёнок: «Этот котёнок искупался в радуге и стал разноцветным, у него весёлое настроение, потому что радуга яркая и мягкая, как облачко, ему было весело в ней купаться». В данном описании и рисунке у ребёнка явно преобладает хорошее настроение, готовность к играм, оживлённое поведение, у малыша развита фантазия. На рисунке 3 серый плачущий котёнок – «Котёнок грустный, он идёт и плачет, потому что он потерял свою любимую игрушку и ему не с чем больше играть». В процессе беседы над данным рисунком, явно выражающим грусть и подавленное состояние, следует аккуратно расспросить ребёнка о том, где котёнок мог потерять игрушку, почему это случилось, что же можно сделать, чтобы котёнок перестал плакать. (В нашем случае ребёнок забыл любимую игрушку в детском саду, поэтому переживал. Чтобы котёнок перестал плакать, мы решили дать ему молочка и новую игрушку, а завтра забытого в саду слоника малыш обнимет и накормит любимым лакомством, чтобы слоник не обижался.)
Проведенный анализ по итогам игры, может помочь родителям и педагогам понять состояния ребёнка, создать необходимую обстановку, организовать режим дня, провести дополнительную работу в данном направлении, чтобы нормализовать поведение ребёнка и стабилизировать эмоциональный фон. Счастливый ребёнок – это активный, уверенный в себе, добрый и чуткий малыш!
Елена Румянцева, методист ГБУ ДПО СО
«Центр специального образования», г. Самара
Рекомендуем почитать
- Комментарии