"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Кукла «Масленица»
Цель: познакомить детей с техникой изготовления тряпичной куклы, научить делать её своими руками, подарить радость; приобщить детей к русской культуре и традициям.
Обучающие задачи: учить делать куклу из ткани по образцу, пользуясь приемами скручивания ткани и перевязывания деталей нитью; формировать умение следовать словесной инструкции педагога; упражнять детей в чтении, обогащать словарь детей новыми понятиями.
Развивающие задачи: развивать умение работать с тканью; развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию, мелкую моторику рук; развивать умение понимать и отвечать на вопросы, развивать интерес к русским праздникам и традициям.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к конструктивной деятельности, самостоятельность, трудолюбие и аккуратность; воспитывать чувство патриотизма, эмоционального контакта с куклой.
Материалы и оборудование: квадратные лоскуты ткани (белые и разноцветные), треугольные лоскуты, синтепон, крученая нить, тесьма, кукла-образец.
Ход деятельности
(Педагог привлекает внимание детей колокольчиком.)Педагог: Ребята, посмотрите кто пришёл к нам в гости. Это кукла «Колокольчик». У неё яркая красивая одежда из трёх юбок, напоминающих ёлочку. Она очень добрая и милая. Можно назвать её куклой добрых вестей, а звон колокольчика оберегает дом от болезней. (Педагог предлагает детям позвонить колокольчиком.) Ребята, как вы думаете, из чего сделана кукла?
Дети: Из ткани.
Педагог: Можно сказать, что это тряпичная кукла. Она мягкая, приятная на ощупь, её нельзя разбить. С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В каждом доме кукол делали сами. Дети играли и бережно к ним относились, а взрослые поощряли эти игры. Куклы передавались из поколения в поколение. Обратите внимание какая есть особенность у этой куклы?
Дети: У куклы нет лица.
Педагог: Правильно. Особенности тряпичной куклы в том, что изготовлена она без иголки и не имеет лица – безлика. Игрушка предназначена для игры и становится не только игрушкой-подружкой, но и оберегом для ребёнка. Делать кукле лицо по народным поверьям нельзя, так как имея лицо, кукла может обрести душу и навредит ребёнку, станет опасной. По нарядам куклы были все разные, и по назначению имели свои названия. Вот куколка Крупеничка. (Педагог демонстрирует куклу.) Внутри нашей куклы – колокольчик, а в кукле Крупеничке – мешочек с крупой. Она оберегала в доме достаток. Другая – кукла Подорожница. У неё тоже был мешочек с домашним предметом. Люди брали эту куклу с собой в дорогу. А есть ещё кукла Ангел-хранитель. Она оберегает от опасности, приманивает удачу, отгоняет злых духов. А вам, ребята, известны названия тряпичных кукол?
Дети: Веснянка, Масленица.
Педагог: Да, такие куклы изготавливались на праздник. Кукла Веснянка – это красивый славянский оберег, который приносит счастье и хорошую жизнь. Мастерили Веснянку с приходом тепла, дарили друзьям и родственникам на Пасху. А про народный праздник Масленица вы что знаете?
Дети: Это весело, кушают блины, катаются на лошади, играют.
Педагог: Масленица – народный праздник, когда мы провожаем зиму и встречаем весну. Можно сказать, что это народные гулянья по поводу приближающейся весны, где было катание на санях, игры-забавы, блины, сжигание чучела, предания пепла земле. Празднуют Масленицу целую неделю, семь дней. Каждый день имеет своё название. Сжигание чучела означало полную победу над зимой. Мастерили чучело или куклу-Масленицу в первый день масленичной недели, в понедельник, а сжигали в воскресенье. Мы сегодня тоже будем мастерить Масленицу, но наша кукла будет называться Домашняя Масленица. Как вы думаете, чем они отличаются?
Дети: Они разные по величине.
Педагог: Да, но не только этим. Домашняя Масленица безликая. Она символизирует крепкий достаток в семье и здоровье. Хранится Масленица в доме целый год и считается сильным оберегом дома, выполняя наветы хозяев. Потом, на следующий год она сжигается вместе с большой Масленицей, унося с собой все неприятности и плохое, что накопилось за год, а в дом изготавливается новая куколка. Ребята, посмотрите и назовите, что нам понадобится для творчества. (Дети прочитывают таблички и называют необходимые материалы. Педагог показывает куклу-образец.)
Педагог: Сначала будем делать голову. Для этого возьмите синтепон и постарайтесь скатать шарик, затем положите этот комочек на белый лоскут. Закрутите ткань вокруг шарика и нитью перевяжите под шариком. (Дети выполняют инструкции педагога, в результате получается голова куклы.) Теперь сделаем ручки. Растягиваем нижнюю часть белого лоскута в стороны. Справа и слева на концах лоскута, оставляя небольшие кусочки ткани, перевязываем нитью. Получаются ручки с ладошками. (Педагог индивидуально помогает детям по необходимости. Проводится физкультминутка.)
Я иду, иду, иду (Ходьба детей с высоко поднятыми коленями.)
Куклу я не разбужу (Дети выполняют полуприседание, удерживая позу.)
Кукле надо отдыхать,
Кукла будет долго спать (Дети потягиваются на носочках.)
На носочках я хожу,
Куклу я не разбужу.
Ни словечка, ни словечка,
Ни словечка не скажу (Дети ставят руки на пояс, идут на носочках.)
(На следующем этапе изготовления куклы педагог предлагает детям выбрать цветные лоскуты для платья, юбки и показывает способы, как можно сложить материал и перевязать нитью. Дети выполняют по показу нужные действия.)
Педагог: Теперь нам понадобится тесьма, которую обкрутим вокруг головы куклы и завяжем. Теперь возьмем треугольные лоскуты и завяжем его концы впереди или сзади. Получился красивый платочек. Наши куколки-Масленицы готовы!
Как цветочки яркие,
Куколки стоят.
Русские традиции
Они в себе хранят.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В вашем доме жить.
Тепло, добро и счастье
В доме сторожить!
Ребята, у нас есть мастерская «Играем в куклы». Поставим красивых куколок в этот уголок. Скоро праздник Масленица. Они будут прекрасным украшением нашей группы.
Надежда Коробова
учитель-дефектолог выс. кв. кат.
ГБОУ «Школа №183» ДО №1, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии