"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Гжель-красота небесная!
Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством на примере гжельской росписи.
Обучающие задачи: познакомить с историей промысла; закрепить знания о других росписях; продолжать учить детей рисованию нетрадиционным способом на компьютере.
Общеразвивающие задачи: формировать познавательную активность, развивать диалогическую речь, умение слушать и отвечать на вопросы; развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к людям, положительное отношение к профессии художник-дизайнер; воспитывать аккуратность во время работы, закреплять правила хорошего тона – здороваться при встрече.
Наглядный материал: посуда в гжельской росписи.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», О.А. Скорлупова, «Детям о народных промыслах России», О.Н. Алексеева.
Музыкальное сопровождение: классическая детская музыка, Е. Железнова «Автобус».
Оборудование: персональные компьютеры по количеству детей, смарт-стол, проектор.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А начнём мы наше путешествие с улыбки, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся.Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро!
Сегодня к нам пришли гости. Пожелаем им доброго утра! Начинаем наше путешествие, а отправимся мы на автобусе. Занимаем места (звучит произведение Е.Железновой и С.Железнова «Автобус») и выполняем движения под музыку. Приехали! Просьба, освободить автобус.
Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. У людей всегда была потребность украшать свой быт, свои вещи. Давайте вспомним, что такое народный промысел? (Ответы и рассуждения детей.) Народный промысел – это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и сёлах, передавалось из поколения в поколение. Попробуйте отгадать загадку:
Снежно-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Ребята, вы догадались, откуда эта посуда?
Дети: Из села Гжель.
Воспитатель: У нас представлена выставка. Предлагаю подойти и рассмотреть поближе. Посуда, расписанная гжельской росписью. (Рассматриваем с детьми выставку, предметы.)
Голубой – цвет неба,
Синий – цвет воды,
Белый цвет – от снега,
Что укрыл сады.
Соберём в один букет
Синий, белый, голубой…
Я открою вам секрет –
Это Гжель, друг мой!
На занятии мы будем говорить о керамике Гжели.
Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты. (М.Г. Аверьянов)
Сегодня мы подробнее познакомимся с искусством Гжельского народного промысла и его истоками, оформим росписью под Гжель кувшин. (Демонстрация слайдов, рассказ об истории промысла.)
Гжельская роспись делится на три вида:
- Главная – это травка, ягоды, веточки, листья, бутоны, цветы. Самый любимый узор – пионы и розы.
- Орнаментальная – это привычные сетки-гребёнки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и шашечки.
- Сюжеты – это сценки городской жизни, деревенские пейзажи. Это персонажи русских сказок: Синие птицы, Полканы, Русалки, Коты- Баюны.
Предлагаю вам игру « Да-нет», если «Да» – хлопаете в ладоши, если «Нет» – топаете ногами. (Воспитатель задаёт детям вопросы.)
Гжельская роспись зародилась в селе Хохлома? (Нет.)
Изделия гжельских мастеров выполнены из дерева? (Нет.)
Изделия гжельских мастеров выполнены из глины? (Да.)
Гжельская роспись выполнена на золотистом фоне? (Нет.)
Гжельская роспись выполнена на белом фоне? (Да.)
В росписи используется синий цвет? (Да.)
В росписи используют разные цвета? (Нет.)
В росписи присутствуют розы, пионы, травы, птицы? (Да.)
Молодцы! Правильно и быстро ответили на все вопросы!
Увидели деревеньку, где зародилось это чудо. В каждом поселении устраивались ярмарки, где продавали утварь, изделия и всю красоту гжельской росписи. Предлагаю поиграть ещё в одну игру
Найди Гжель
Цель игры: учить детей выбирать из всего многообразия декоративно-прикладного творчества посуду, расписанную гжельской росписью.Ход игры
Вам необходимо выбрать только то изделие на нашей ярмарке, которое расписано гжельской росписью. (Игра проводится на смарт-столе.) Предлагаю вам стать художниками, мастерами гжельской росписи. Расписывать будем необычным способом – на компьютере. Занимайте свободные места. Садитесь ровненько, поудобнее. Вам необходимо выбрать на экране ведёрко для заливки, цвета. Какие цвета мы используем в росписи? (Ответы детей.) У нас есть не более трёх минут, чтобы выполнить эту работу. (Дети рисуют, а воспитатель помогает, наблюдает. Звучит классическая музыка, дети работают.) Ну что, закончили. Молодцы! Вы, как настоящие мастера-художники, расписали кувшин при помощи компьютере. А теперь давайте отдохнём. (Проводится игра «Отдыхалочка». Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.)
Мы играли, рисовали,
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть. (Дети закрывают глаза, считаю до 5.)
А теперь их открываем
И немного поморгаем. (Производится частое моргание глазами.)
Глазкам стало хорошо,
Увидят наши глазки всё!
Ребята, вот наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали. Что больше всего понравилось? (Ответы детей.) А сейчас мы бы хотели нашим гостям преподнести сувениры.
Гордится вся Россия небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
Мы не только умеем рисовать на компьютере, сейчас мы распечатаем рисунки и сделаем сувениры. (Готовые сувениры дарим гостям, заранее изготовленные кружки – бумажная пластика с росписью гжели, внутри которых лежат сладкие угощения.)
Светлана Байкова, воспитатель 1 кв. кат
МБДОУ Д/с комбинированного вида №11
«Планета детства», г.о. Ивантеевка, МО
Рекомендуем почитать
- Неделя «Игры и игрушки»
- Добро пожаловать в долину Ханисакл!
- Плыви играючи!
- Комната для каждого и для всех
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии