"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Наш транспорт
Цель: закрепление и расширение знаний детей по теме «Транспорт».
Задачи:
- укреплять способность детей различать виды транспорта (воздушный, водный, наземный);
- развивать познавательные процессы, связную речь и умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения самостоятельно работать с дидактическим материалом.
Демонстрационный материал: карточки и картинки с разными видами транспорта, игры «Один-много», «Земля, вода, воздух», карточки профессий, презентация игры «Четвёртый лишний».
Раздаточный материал: простые карандаши, пазлы, звуковые дорожки, лабиринты, штриховки, шарики Марблс, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, судоку, разрезанные карточки транспорта из 4-6 частей, игры: «Дорисуй узор», «Подбери заплатку», «Найди тень», «Что лишнее обведи», «Математические задачи на прищепках», «Геоборд».
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А сейчас, ребята, каждый называет мне транспорт и садится на стульчик. (Ответы детей.)
Артикуляционная гимнастика: упражнения должны проводиться ежедневно по 5-7 минут и повторяться 5-10 раз.
– «Улыбка» – улыбаться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
– «Трубочка» – вытянуть сомкнутые губы вперёд.
– «Пароход гудит» – зажать кончик языка и произнести звук «ы-ы-ы».
– «Как работает экскаватор» – выдвигать нижнюю челюсть назад, вперёд.
– «Лошадка» – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка.
Мимические упражнения: при выполнении упражнений удерживать 5-8 секунд.
– «Огорчение» – активизация лицевых мышц. Нижняя губа выпячена, или уголки рта опущены.
– «Хомячок» – активизация круговых мышц рта. Глаза открыты, щёки надуты (будто шарики).
– «Нахмурились-удивились» – активизация лобной мышцы. Нахмурить лоб и брови, насупиться.
– «Радостно и восхищённо» – вскинуть брови. На лбу при этом должны появиться горизонтальные морщины.
Дыхательная гимнастика: упражнения должны выполняться стоя. При вдохе плечи не должны подниматься, при выдохе не надувать щёки.
– «Аромат цветов» – стоя, положить ладони на грудь. Сделать медленный вдох через нос, задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося «а-а-ах».
– «Надуем шарик» – выполняется имитация надувания воздушного шарика: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф».
– «Сигналит машина» – делается вдох, а на полном выдохе дети произносят слоги «би-би-би».
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Будем пальцы мы сгибать. (Сжимают и разжимают пальчики.)
Транспорт будем называть: (Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажмём. (На каждое слово сжимают пальца в кулачок, начиная с большого.)
Пять видов транспорта ещё раз назовём.
Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи. (Дети сидят в полукруге. Рядом с воспитателем находится мольберт с изображением движения. На фото – пароход, автобус, вертолёт.)
Воспитатель: Как вы можете назвать все эти предметы одним словом?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Какова цель перевозки?
Дети: Перевозка людей и товаров.
Воспитатель: Как ходят автобусы и велосипеды?
Дети: Автобусы и велосипеды ездят по земле.
Воспитатель: Транспорт, движущийся по земле, называется?
Дети: Такой транспорт называется наземный.
Воспитатель: Как зовут человека, путешествующего на транспортном средстве?
Дети: Его зовут пассажир.
Воспитатель: По чему самолёт движется?
Дети: Самолёт движется по воздуху.
Воспитатель: Он принадлежит к какому виду?
Дети: Он принадлежит к воздушному транспорту.
Воспитатель: Как движется пароход?
Дети: Пароход движется по воде.
Воспитатель: Он принадлежит к какому виду?
Дети: Он принадлежит к водному транспорту. (Постоянно напоминаем ребятам, что отвечать нужно полным ответом. Далее воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Земля, вода, воздух».)
Игра «Земля, вода, воздух»
Дети встают со стульчиков и подходят к столу. На столе лежат три карточки: улица с проезжей частью, небо и море, – а рядом представлены маленькие карточки с разным транспортом.Цель: уметь находить нужные картинки, уточнять представления о видах транспорта; воспитывать в детях внимательность, дружелюбие и умение работать сообща.
Ход игры: дети раскладывают маленькие карточки с транспортом на нужную картинку с их местом передвижения. После игры дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе вспомним, кто управляет кораблём? (Капитан.) Кто помогает капитану на корабле? (Матросы.) А кто кормит всех этих людей на корабле? (Кок.) А кто управляет самолётом? (Лётчик.) Кто помогает пилоту в самолёте с пассажирами? (Стюардесса.) Это что за транспорт? (Ракета.) А кто управляет ракетой? (Космонавт.) Кто водит автомобиль? (Шофёр.) А поезд? (Машинист.)
Игра «Предложение договори, и его ты повтори»
Цель: составление предложений с союзом «а».Воспитатель: Лодка плывёт, а машина … (едет). Трамвай едет, а самолёт … (летит). Мотоцикл едет, а корабль … (плывёт). Самолёт летит, а автобус … (едет). Теплоход плывёт, а воздушный шар … (летит). Ракета летит, а поезд … (едет).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас посмотрите на экран.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов обобщений.Ход игры: детям даётся задание, рассмотреть на экране картинки, назвать, что на них изображено, и определить, какая лишняя.
Физкультминутка «Теплоход»
(Дети встают в круг, выполняя речь с движениями.)От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход. (Ходьба с продвижением вперёд.)
Он назад шагнул сначала, (Ходьба назад.)
А потом поплыл вперёд. (Ходьба вперёд.)
И поплыл, поплыл по речке, (Медленный бег.)
Набирая полный ход. (Быстрый бег.)
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. (После правильного ответа дети садятся за столы для выполнения самостоятельной деятельности с раздаточным материалом на закрепление лексической темы. В это время воспитатель работает с одним ребёнком у зеркала по тетради логопеда.)
Марина Штыкова, воспитатель I кв. кат.,
Елена Лысова, воспитатель I кв. кат.,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии