"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
День Республики Башкортостан
Цель: воспитание патриотических чувств через знакомство с родным краем и народными играми.
Образовательные задачи: формировать умение отчётливо произносить слова в стихотворениях и песнях; познакомить с геральдикой Республики Башкортостан.
Развивающие задачи: развивать физические качества (гибкость, ловкость, быстрота), двигательную активность в национальных играх, танцах.
Воспитательные задачи: продолжить формировать интерес и любовь к родному краю; вызывать чувство ответственности по отношению к родине; показать своеобразие, красоту башкирского фольклора.
Материалы и оборудование: музыкальный центр; аудиозапись песен, гимна Республики Башкортостан; фонограммы песен, танцев, музыка для конкурсов; герб, флаг Республики Башкортостана; проектор, экран; атрибуты для подвижных игр, костюм шурале, поднос с чак-чаком.
Ход деятельности
(Под музыкальное сопровождение дети заходят в зал и рассаживаются на места.)Ведущий: (Читает стихотворение Г. Молодцова «Башкирия! Моя земля и небо».) Дети, сегодня мы собрались в красивом и нарядном зале на большой праздник – День суверенитета Республики Башкортостан. Суверенитет означает самостоятельность и независимость. Нашу республику узнают по цвету флага, по гербу и башкирскому гимну – это государственные символы. Мы гордимся своей республикой, это наша Родина! (Дети читают стихотворение Кривдюк Эмилия «Расскажу тебе в стихах про родной башкирский флаг».)
Ведущий: А знаете ли вы, дети, где можно встретить флаг Башкортостана? Его вывешивают в дни государственных праздников, он поднят на зданиях органов власти нашего города. Башкортостан – многонациональная республика. А какие национальности вы знаете? (Дети перечисляют: башкиры, русские, татары, чуваши, мордва и другие.)
Ведущий: Оказывается, более чем 160 национальностей живут в дружбе и согласии. Это и есть – единство!
Ведущий: Очень важно не перепутать порядок цветов флага: вверху – синий, в середине – белый, внизу – зелёный.
Ведущий: Посмотрите, что это? Это герб Республики Башкортостан. Герб – это отличительный знак, эмблема. На нём изображён памятник Салавату Юлаеву – герою, а над памятником лучи солнца. Они обозначают, что все народы, живущие в Башкортостане, хотят, чтобы каждое утро у нас было мирным и солнечным.
Ведущий: А кто такой Салават Юлаев? (Это национальный герой. Он боролся за свободу башкирского народа.)
Ведущий: Наш город носит его имя. Памятник-бюст стоит на бульваре Салавата Юлаева, напротив Вечного огня. Ещё Салават Юлаев на коне встречает гостей нашего города при въезде с северной стороны. Послушайте стихотворение про герб Республики Башкортостан. (Подготовленный ребёнок рассказывает стихотворение.) Скажите, дети, а где можно встретить изображение герба? (На печатях, на документах, на открытках, значках.)
Ведущий: Ещё одним символом Республики является гимн. Это торжественная мелодия, песня Башкортостана. Гимн слушают и поют стоя, тем самым высказывают своё уважение к Республике Башкортостан. Музыка гимна неторопливая, величавая. А в словах текста отражается любовь к родному краю, уважение к её истории, говорится о красоте природы, высказываются надежды на прекрасное будущее. Давайте мы сейчас встанем и послушаем гимн. (Педагоги и дети встают. Звучит гимн Республики Башкортостан.)
Ведущий: Сегодня мы поговорили о государственных символах – флаге, гербе, гимне. Это и история Республики, и её сегодняшний день. Ко всем символам надо относиться с уважением, чтить их. (Звучит песня «Отчизна». Слышен смех.)
Ведущий: Слышите, дети, к нам в гости Шурале торопится. А вы знаете, кто это? Это сказочный персонаж башкирских и татарских сказок. Это дух леса, наподобие Лешего в русских сказках. Он охраняет лес и природу, поэтому не любит лесорубов, охотников. Он очень смешливый, озорной, наивный и доверчивый, поэтому его можно легко обхитрить. Иногда бывает и злобный, если ему что-нибудь не понравится. (Забегает Шурале.)
Шурале: Ой-ой-ой, расселись тут, меня не позвали, я тоже люблю песни петь, плясать. А играть-то как люблю. Люблю щекотать, чтобы все смеялись громко-громко, до упаду. (Подбегает к детям, пытается их пощекотать.)
Ведущий: Не трогай детей, Шурале, мы тебе ничего плохого не сделали. Лучше поиграй с нами.
Шурале: Ребята, любите отгадывать загадки? Берегитесь, если не отгадаете, защекочу.
Без рук, без ног, а добро копит.
Внутри пустота, снаружи блестит,
Много добра в себе таит.
Что это такое? (Сундук.)
Шурале: Ух, ты, отгадали. У меня в пещере такой стоит, а в нём клад я храню. (Какой?)
Шурале: Разбежались, так я вам и сказал.
Ведущий: Шурале, а теперь отгадай нашу загадку. Если отгадаешь, расскажешь про свой клад.
Шурале: По рукам! (Подготовленный ребёнок произносит загадку.)
Шурале: (Думает, подбегает к ребёнку, просит, чтобы подсказали. Дети качают головой. Шурале хнычет.) Да не знаю я, что это такое. Я по степям не бегаю, мой дом – это пещера, которая в лесу, в горах.
Ведущий: Понимаем тебя, Шурале, не хочешь про свой клад рассказывать. Ладно, ребята, мы ему так скажем и покажем, что это. (Юрта.)
Ведущий: Из этих цветных платков мы построим свои юрты. (Ведущий приглашает Шурале поиграть.)
Шурале: Давайте, загадайте мне ещё загадку, я точно отвечу. (Садится на пол, готовится слушать. Подготовленный ребёнок произносит загадку.)
Шурале: Ого, это что за ходули?
Ребёнок: Ха-ха-ха! Это же сапоги!
Шурале: Почему я такой глупый?
Ведущий: Не расстраивайся, давай с нами поиграй! (Проводится игра «Сапожник».)
Шурале: Как весело с вами. А у меня есть тоже одна загадка, не отгадаете!
Был я деревом когда-то
И шумел листвой, ребята,
Потерял свою красу,
Стал я ниже всех в лесу.
Под берёзами, где тень,
Притаился старый .... (Пень.)
Ребёнок: У нас есть любимая игра «Медный пень».
Шурале: Это же моя игра! Я буду покупателем! Сейчас все пенёчки куплю и в пещеру отнесу, будет на чём сидеть. (Проводится игра «Медный пень».)
Шурале: Не хотел я свой клад вам показывать, но обыграли, обхитрили вы меня. (Несёт сундук, открывает, там – угощение «Баурсак».)
Шурале: Видите, как сверкает, переливается баурсак как бриллианты. Он облит мёдом, которые пчёлы собрали в моём лесу. Берегите лес! А мне пора домой, до свидания, ребята! (Убегает.)
Дети: Спасибо, Шурале! До свидания!
Ведущий: А закончит наш праздник весёлая песня «Шаян йыр». (Педагоги с детьми выполняют танцевальные движения. По окончании музыки все выходят из зала.)
Ольга Никифорова, ст. воспитатель,
Лариса Байгузина, муз. руководитель,
МАДОУ № 59, г. Салават, Р. Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Организация нейропсихологической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам
- Журнал «Игры и Игрушки». Всегда с тобой!
- Фотомарафон «Дети и Игрушки»
- Журнал «Игры и Игрушки». Всегда с тобой!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии