"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Русская осень в красках
Цель: создание условий для творческого выражения впечатлений: речевого и художественно-эстетического.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения, отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже;
- продолжать освоение межполушарных связей (кинезиология) через обоюдорукое рисование на песке;
- расширять представление об изобразительном искусстве, о пейзаже и художниках-пейзажистах.
- воспитывать любовь к Родине, её богатствам и культурным ценностям;
- воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность и эстетический вкус;
- способствовать созданию эмоционального отклика от проделанной работы и её результатов.
Ход деятельности
Педагог: Один замечательный писатель и большой любитель русской природы Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни». Как вы думаете, ребята, о каких сокровищах говорил писатель? (Ответы детей.)Педагог: Конечно, ребята, мы с вами живём в самой прекрасной стране – России, где сокровища – это наша земля, леса, поля, реки, озёра, птицы и звери. Все эти богатства хороши по-своему в любое время года. Четыре раза в году природа нашей Родины меняет свои краски. Сейчас за окном какое время года? По каким признакам вы это определили? (Перечисление признаков осени. Работа с ребусом «Братья-месяцы».)
Педагог: (Просит составить сказку путём добавления последнего слова.) Уступило жаркое Лето своё хозяйство Золотой (Осени). Засучила Осень рукава, много у неё дел: позолотить листья на (деревьях), рассадить по лесу съедобные (грибы), напоить соком спелые (плоды и ягоды), собрать урожай на (огородах), укоротить световой (день), подготовить к спячке зимующих (животных), переодеть зайку и белочку в меховые (шубки), зайчика – в (белую), а белочку – (в серую), наполнить осенней прохладой свежий (воздух), напитать за лето уставшую плодородную (землю) проливными (дождями), отправить в тёплые края перелётных (птиц).
Педагог: Как в осеннем, да в лесочке (Махи руками.)
С веток падали листочки. (Вращение локтевых суставов.)
Ветер дул на них с небес, (Имитация.)
Скоро будет голым лес! (Хлопки по телу. Педагог просит схемочтение «Листопад» изобразить на подносах с песком двумя руками одновременно.)
Педагог: А если бы вы просили художника, не видевшего русскую осень, написать осенний пейзаж нашего края, то какими бы словами вы ему помогли? Небо осенью какое? (Хмурое, серое, унылое.) Солнце осенью какое? Ветер осенью какой? Дождь осенью какой? Листья осенью какие? Осенью листья что делают? (Краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.) Осенью дождь что делает? Осенью солнце что делает? Осенью птицы что делают? День, когда идёт дождь, какой? (Дождливый.) День, когда дует ветер, какой? Дождик, который идёт осенью, какой? Погода, когда часто идут дожди, какая? Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? Погода, которая бывает осенью, какая? (Ответы детей.)
Педагог: А какими красками вы можете на словах описать осень? (Ответы детей.) Посмотрите, перед вами лежат предметы для рисования. Природу можно описывать не только словами, но и красками.
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, чем мы сейчас будем заниматься? (Ответы детей.) Изображение природы – одно из самых приятных занятий. Как называют художников, изображающих природу? (Пейзажисты.) Посмотрите на наш демонстрационный ряд. Перед вами природа нашей страны в разное время года. Какие времена года запечатлены на представленных изображениях? Давайте порассуждаем. (Ответы детей.)
Педагог: Каждый год Матушка-природа дарит нам Осень, используя множество своих красок:
Осень разноцветная, будто конфетти.
Столько ярких красок встречу на пути:
И охру, и пурпур, золото и мёд,
Желтизну и зелень, медь и терракот…
Осень, как гирлянда, только посмотри!
И зажжётся праздник у тебя внутри!
Педагог: Дети, какие краски мы можем взять, чтобы изобразить русскую Осень? (Оранжевый, жёлтый, золотой, багровый, коричневый, пурпурный, бардовый, тёмно-зелёный.)
Педагог: А если у меня нет такой краски? Как мне её получить? (Путём смешивания.) Тогда поиграем в игру. Я вам показываю готовую краску, а вы поднимаете карточки с теми цветами, которые нам необходимы для её получения. Какие краски мне нужно смешать, чтобы получить оранжевый? Багровый? Охристо-зелёный? (Дети демонстрируют нужные карточки: жёлтый и красный = оранжевый, тёмно-синий и бардовый = багряный, охра и светло-зелёный = охристо-зелёный.)
Педагог: Ребята, смешивая краски в нашей игре, мне самой захотелось изобразить природу. А вам? А что же можно изобразить, рисуя природу? (Луга, поля, деревья, кусты.) Взгляните на изображения известных русских художников, запечатлевших осень. Опишите понравившуюся картину. (Дети описывают.) И красками, и на словах можно выразить красоту нашей природы.
Педагог: Сегодня мы изобразим русскую осень, делая красочный оттиск из мятых комочков бумаги. (Дети берут листы бумаги, приступают к работе. Во время практической части звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Осень». Ход работы: 1. Коричневыми восковыми мелками изображают деревья без листвы; 2. Окунают мятую бумагу в ёмкость с гуашью; 3. Оставляют отпечатки на бумаге разных оттенков, рисуя осенний лес. Затем педагог просит детей описать свои пейзажи с изображением русской осени, используя полученный багаж слов.)
Педагог: Поднимите карточки, отражающие по цвету ваше настроение. А теперь продемонстрируйте карточки, которыми вы оцениваете вашу работу. И, напоследок, покажите карточку, соответствующую вашему желанию выражать свои впечатления и на словах, и красками. (Дети последовательно оценивают свою работу с помощью карточек.)
Наталия Яковлева, учитель-логопед,
Екатерина Кощина, ст. воспитатель,
МБДОУ Д/с № 34, г. Белгород
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии