"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Служба ранней помощи
Основными формами и видами деятельности психолога Службы ранней помощи являются: консультирование и просвещение родителей, проведение мастер-классов по обучению родителей приёмам развития, коррекции и воспитания малышей непосредственно в ДОУ и с использованием средств IT-технологий (Viber, профессиональный сайт психолога, электронная почта для отправки материалов консультаций родителям и другие).
Подбор игр, пособий и оборудования опирается на основные достижения и психические новообразования младенческого раннего возраста: развитие движений, предметной деятельности, речи и общения. Служба ранней помощи МБДОУ № 101 г. Ульяновска оснащена самым современным и инновационным оборудованием для работы с детьми раннего возраста, которое помогает эффективной деятельности психолога с детьми с ОВЗ.
Основными психическими новообразованиями и достижениями у детей раннего возраста являются:
- прямохождение – расширяет/ускоряет познание мира и достижение целей;
- предметные действия – формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина); развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование);
- речь – совершенствуется понимание речи и обогащается словарь; развитие вербальной коммуникации с другими людьми; развитие мышления;
- общение – расширяет кругозор; социализация.
Далее ребёнок знакомится с пространством, обследует помещение, чему помогает оборудование для развития движений. Это разнообразные дорожки для ходьбы, ползания и массажа ног, тоннели и крупные мягкие строительные блоки, сухой бассейн из шариков.
Игры и оборудование для детей раннего возраста, используемые в Службе ранней помощи, должны соответствовать следующим требованиям:
- Безопасность (экологичные материалы и красители, крупный размер, без острых углов).
- Гигиеничность (мытьё, дезинфекция).
- Яркость по цвету.
- Содержание игр в соответствии с возрастными особенностями.
- Соответствие стандартам (ГОСТ, СанПиН) и наличие сертификатов соответствия.
Одним из самых интересных видов оборудования является проектор Solar. Он используется для релаксаций, успокоения, снятия тревоги, создаёт чувство комфорта и безопасности. Развивает воображение, эффективен в период стрессов и адаптации.
Любимое детьми оборудование – сухой душ из фиброоптоволокна. Это тонкие волокна, мягко переливающиеся разными цветами, что стимулирует зрительное восприятие, гармонизирует состояние, успокаивает. Фотоны действуют на организм как солнечный свет – антидепрессант, массаж волокнами на открытых частях тела оптимизирует мышечный тонус.
Самое инновационное и любимое детьми оборудование – интерактивная песочница iSandBox. Она сочетает новейшие технологии дополненной реальности и любимые детьми игры в песочнице. Главным преимуществом интерактивной песочницы является то, что она развивает три модальности: зрительную, слуховую и кинестетическую. Эффективно используется для коррекции нарушений у детей с ОВЗ.
Интерактивная песочница активизирует интерес детей к занятиям, снижает тревогу и агрессию, развивает восприятие и концентрацию внимания, скорость реакции и координацию движений, в том числе мелкой моторики, расширяет кругозор (цвет, форма, счёт, времена года, природные явления, мир животных) и активный словарь, оказывает психотерапевтический эффект (проигрывание индивидуальных психологических проблем).
Помимо современного оборудования в работе психолога Службы ранней помощи помогают современные игровые пособия и игрушки. При выборе пособий и игрушек специалист должен учитывать психофизиологические особенности детей:
- вялые, пассивные дети – крупные, яркие, блестящие и звучащие игрушки, электромузыкальные игрушки с бодрыми и весёлыми мелодиями;
- легко возбудимые дети – «спокойные» игрушки из мягких материалов, окрашенные в приглушённые тона, приятные на ощупь, электромузыкальные игрушки должны воспроизводить плавные спокойные мелодии.
Комплект коммуникативных игрушек (фигурки людей разного возраста, рас и ОВЗ) используется для развития игры и коммуникации, решения психотерапевтических проблем, развития толерантности к людям с ОВЗ, разных национальностей и рас. Возможно использование комплекта фигурок людей разного возраста и рас в сочетании с интерактивной песочницей. Проигрывание историй и сказок помогает психологу установить контакт и продиагностировать уровень развития речи и игровой деятельности ребёнка, а также решать психотерапевтические задачи по поиску решений выхода из проблемных ситуаций.
Удобны в использовании и эффективны в работе наборы игр для развития и коррекции восприятия (методика Войлоковой Е.Ф.): «Знакомство с формой», «Знакомство с цветом», «Знакомство со свойствами предметов». Каждая игра упакована в мягкий кофр, имеет инструкцию с описанием, мешочек и маленькие куколки для развития игрового сюжета.
Сенсорный ящик предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия. Ребёнок ищет мячик на ощупь по тактильной памяти. Игра помогает обучить малыша специальным обследующим движениям (поглаживание, постукивание, сжимание) и обозначать отдельными словами свойства и качества материалов, признаков предметов. Движения рук в игре развивают координацию и точность движений пальцев рук.
Это далеко не всё оборудование Службы ранней помощи, но самое главное то, что оно должно использоваться с эмоционально-положительным отношением к детям и их родителям. Поэтому мы стараемся работать с любовью!
Наталья Туманова, Ирина Романенко,
педагоги-психологи,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии