"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2022
Декоративно-прикладное искусство Башкортостана
На занятиях по художественно-эстетическому развитию дошкольников знакомят с различными видами декоративно-прикладного искусства, такими как городецкая, гжель, хохлома и многими другими.
Что же такое декоративно-прикладное искусство? Декоративно-прикладное искусство – искусство народное, сам народ создаёт вещи, находит им нужную форму и выражение, сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство.
В вещи вложена душа народа, его чувства и любовь к окружающей природе и семье. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие, по словам В. А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери, с кувшина воды, с посуды на обеденном столе». Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.
Проживая в республике Башкортостан, мы знакомим дошкольников с росписью башкирского народа. Для этого рассматриваем предметы посуды с росписью, разнообразие украшения юрт (жилище башкир), узоры на национальных костюмах.
Так возникла необходимость разработать проект, в ходе реализации которого мы знакомим дошкольников с росписью башкирского народа через рассматривание иллюстраций, посуды, знакомим с росписью через дидактические и подвижные игры.
Цель: на примере декоративно-прикладного искусства родного края воспитывать интерес к культуре Башкортостана, ознакомить с народными промыслами.
Образовательные задачи: научить детей изображать основные декоративные элементы, использовать их в росписи и создании барельефов и скульптур малой формы; учить изображать декоративные мотивы, используя разные техники изображения, в том числе и нетрадиционные.
Развивающие задачи: развивать навыки кистевой росписи и лепки; композиционные навыки и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук; расширять кругозор и словарный запас по данной теме.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к декоративному искусству родного края и нравственно-патриотические чувства: любовь к Родине, знание и почитание народных традиций.
Этапы работы проекта:
- Изучить литературу и другие источники по данной теме.
- Подобрать иллюстративный, поэтический и музыкальный ряд и разработать дидактический материал для ознакомления с народным творчеством, разработать перспективный план занятий по ознакомлению с народными промыслами и включить тематические занятия в кружковую работу.
- Дать детям понятие о том, что такое народный промысел, народные традиции, дать характеристику быта древних башкир (жильё, внутреннее убранство жилья, уклад жизни, одежда, посуда и род занятий).
- Рассмотреть с детьми виды народных промыслов (ткачество, вышивка, роспись, чеканка, резьба по дереву, керамика).
- С помощью зрительного, поэтического и литературного ряда показать многообразие и богатство культуры башкирского народа. Чтение стихотворений о родном крае, рассматривание картин башкирских художников и слушание колоритной музыки в исполнении музыкальных народных инструментов (курая, кубыза и мандалины).
- На примере предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстративного материала показать основной колорит, основные элементы и их значение, ритм и композиционное построение узоров.
- Используя разные виды художественно-творческой деятельности (лепка, рисование и аппликация), учить детей изображать основные элементы росписи, правильно сочетать цвета и передавать форму элементов и композиционно правильно располагать на поверхности листа или шаблона, в более старшем возрасте использовать элементы росписи в предметном и сюжетном рисовании.
- Организация выставки детских рисунков, скульптурных и барельефных композиций, отображающих декоративно-прикладное искусство родного края.
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с башкирской росписью:
- «Сложи узор» (ритмичное расположение элементов);
- «Укрась юрту» (украшение силуэта, соблюдая симметрию);
- «Укрась камзол» (украшение силуэта геометрическими фигурами, ритмично их располагая);
- «Нарядный коврик» (сложить узор из цветных полос по образцу);
- «Четвёртый лишний» (определить, какой предмет не является предметом башкирских мастеров).
Подведение итогов:
- основной колорит росписи, значение элементов и их композиционное расположение в кайме и в центральной части предмета;
- как составить узор? какие предметы украшали народные умельцы?
- виды декоративно-прикладного искусства: роспись, резьба, вышивка, ткачество.
Ольга Никифорова, ст. воспитатель,
Наталья Гринько, воспитатель,
МАДОУ № 59, г. Салават, Р. Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Открытка к 9 Мая
- Сказка от «Светлячка»
- Полезные приложения для малышей
- Медиаобразование в детском саду
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии