"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Методы развития связной речи
Особенности формирования связной речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР
В соответствии с новым ФГОС всё чаще востребованы поиск эффективных методик и приёмов для коррекции нарушения речи и коммуникативного навыка дошкольников, которые страдают от тяжёлого нарушения речи (ТНР). У детей при ТНР возникает расстройство образования всех элементов речи: фонетика, лексика, грамматика, а также трудности в коммуникации.
Цель работы педагога по развитию коммуникационных навыков, формированию связной речи – научить детей использовать диалог как форму общения через драмы, дидактики, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
Чтобы развивать коммуникативные навыки детей старшего детского возраста и ТНР, они должны развивать игровые социальные навыки в малых коллективах. Это объясняется тем, что в игре, объединяющей большое количество соперников, предусматривается высокий уровень социальной активности, умение относиться к интересам партнёров, необходимо координировать действия всех игроков.
Так, изучая работу детей и социальные взаимодействия их в играх, можно утверждать, что у ребят с ТНР проблемы с установлением контакта. Поэтому часто они играют одни. Таким образом, воспитателям необходимо разработать программы коррекционных и педагогических мероприятий, направленных на развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте с ТНР.
Комплекс коррекционных и педагогических мероприятий, учитывая многоплановость социальных взаимоотношений, должен содержать игры по овладению коммуникативными навыками, беседу, специальные задачи, сюжетные игры, где будут отражены освоенные коммуникативные навыки и умения.
К примеру, для повышения взаимоотношений с детьми, которые не имели тесного положительного эмоционального контакта, можно организовать совместные занятия этих детей, обязательное участие педагога в них. Работа должна осуществляться постепенно.
На начальной стадии необходимо ориентироваться на содержание методики комплексного управления и уделять особое внимание развитию коммуникативных навыков в игре. Для этого необходимо оснастить уголки игры игровым материалом и изменить их развитие. Вызывать интерес к играм, обогатить событийный аспект игры, развить творческую активность детей посредством чтения сказки и так далее. Можно использовать комбинации игрушек, атрибутов-заместителей, ролевых атрибутов.
На следующей стадии необходимо сформировать чувство свободы в коллективе сверстников. Чтобы это было возможно, нужно побуждать ребят самостоятельно объединиться в игре и нацеливать на это. Они участвуют в ролевой беседе, помогают развивать замысел игры, обучают договариваться со сверстниками посредством приёмов создания, решения ситуаций игры, подсказок, вопросов, предложений, напоминаний.
На завершающем этапе основным акцентом может быть формирование опыта игры детей с помощью игр-драматизации текстов литературного произведения, которые отражают различные взаимоотношения между старшими братьями и сестрой, бабушками и внуками, отцом и детьми.
Связанная речь является результатом общей речи, показателем речевого и ментального развития ребёнка. Связное слово – сложная форма речи. Основной задачей логопедического обслуживания детей с ТНР является научить детей грамотно оформлять мысли в языке и содержании.
Образование связной речевой речи детей и ТНР осуществляет логопед в процессе различных практических занятий, в различных играх, в коррекционном занятии, в наблюдениях за окружающими. Основные принципы работы по образованию связной речевой системы у детей с ТНР – учёт общей закономерности развития её в антропогенезе, формирование всех элементов речи и, в частности, лексических и грамматических средств речевой деятельности. При этом уделяется особое внимание развёрнутому ответу детей, переводу текста, сочинению рассказа, основанной на наглядной основе, высказыванию аналогичного характера.
Основные приёмы развития связных речей у детей с ТНР:
В соответствии с новым ФГОС всё чаще востребованы поиск эффективных методик и приёмов для коррекции нарушения речи и коммуникативного навыка дошкольников, которые страдают от тяжёлого нарушения речи (ТНР). У детей при ТНР возникает расстройство образования всех элементов речи: фонетика, лексика, грамматика, а также трудности в коммуникации.
Цель работы педагога по развитию коммуникационных навыков, формированию связной речи – научить детей использовать диалог как форму общения через драмы, дидактики, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Задачи:
- формировать умения пользоваться различными единицами коммуникации в соответствии с их функциональным назначением;
- учить детей участвовать в речевом общении различным способом: рассказывать о своём впечатлении, переживании и тому подобное; задавать свои вопросы; мотивировать партнёра в общении к совместному творчеству, действиям и другие;
- формировать у детей способность к целесообразному и уместному использованию интонаций, мимики и жестов; способствовать овладению основными правилами диалога; учить детей правилам речи.
Чтобы развивать коммуникативные навыки детей старшего детского возраста и ТНР, они должны развивать игровые социальные навыки в малых коллективах. Это объясняется тем, что в игре, объединяющей большое количество соперников, предусматривается высокий уровень социальной активности, умение относиться к интересам партнёров, необходимо координировать действия всех игроков.
Так, изучая работу детей и социальные взаимодействия их в играх, можно утверждать, что у ребят с ТНР проблемы с установлением контакта. Поэтому часто они играют одни. Таким образом, воспитателям необходимо разработать программы коррекционных и педагогических мероприятий, направленных на развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте с ТНР.
Комплекс коррекционных и педагогических мероприятий, учитывая многоплановость социальных взаимоотношений, должен содержать игры по овладению коммуникативными навыками, беседу, специальные задачи, сюжетные игры, где будут отражены освоенные коммуникативные навыки и умения.
К примеру, для повышения взаимоотношений с детьми, которые не имели тесного положительного эмоционального контакта, можно организовать совместные занятия этих детей, обязательное участие педагога в них. Работа должна осуществляться постепенно.
На начальной стадии необходимо ориентироваться на содержание методики комплексного управления и уделять особое внимание развитию коммуникативных навыков в игре. Для этого необходимо оснастить уголки игры игровым материалом и изменить их развитие. Вызывать интерес к играм, обогатить событийный аспект игры, развить творческую активность детей посредством чтения сказки и так далее. Можно использовать комбинации игрушек, атрибутов-заместителей, ролевых атрибутов.
На следующей стадии необходимо сформировать чувство свободы в коллективе сверстников. Чтобы это было возможно, нужно побуждать ребят самостоятельно объединиться в игре и нацеливать на это. Они участвуют в ролевой беседе, помогают развивать замысел игры, обучают договариваться со сверстниками посредством приёмов создания, решения ситуаций игры, подсказок, вопросов, предложений, напоминаний.
На завершающем этапе основным акцентом может быть формирование опыта игры детей с помощью игр-драматизации текстов литературного произведения, которые отражают различные взаимоотношения между старшими братьями и сестрой, бабушками и внуками, отцом и детьми.
Связанная речь является результатом общей речи, показателем речевого и ментального развития ребёнка. Связное слово – сложная форма речи. Основной задачей логопедического обслуживания детей с ТНР является научить детей грамотно оформлять мысли в языке и содержании.
Образование связной речевой речи детей и ТНР осуществляет логопед в процессе различных практических занятий, в различных играх, в коррекционном занятии, в наблюдениях за окружающими. Основные принципы работы по образованию связной речевой системы у детей с ТНР – учёт общей закономерности развития её в антропогенезе, формирование всех элементов речи и, в частности, лексических и грамматических средств речевой деятельности. При этом уделяется особое внимание развёрнутому ответу детей, переводу текста, сочинению рассказа, основанной на наглядной основе, высказыванию аналогичного характера.
Основные приёмы развития связных речей у детей с ТНР:
- рассказ о демонстрируемых действиях. Этот приём учит малыша внимательно следить за показанными действиями, сохранять последовательность показанных действий в памяти, подобрать к ним точную грамматику;
- пересказ рассказа с помощью фланелеграфа. В данном виде пересказа непосредственное действие с предметом и объектом заменяется действиями фланелеграфа с предметной картинкой;
- пересказ рассказа с точки зрения серии сюжетных картин;
- сочинение рассказа по одному сюжетному фильму.
Ирина Герасимова, воспитатель,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку