"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Юный правовед
Предлагаемая игра помогает дошкольникам изучать и закреплять правовые основы, воспитывает уважительное отношение к правам человека, формирует у ребёнка чувство собственного достоинства, а также правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, развивает его эмоционально-личностные качества
В современном обществе огромную роль играет правовое образование граждан. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. С самых первых шагов, которые ребёнок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должны оказывать ему помощь. Наша задача — дать детям эти знания в очень корректной, увлекательной, адекватной их возрасту форме.
Игра «Юный правовед» является обучающей и разработана в помощь воспитателям ДОУ и родителям для организации совместной деятельности по изучению детьми правовых основ. Имеет большой педагогический потенциал. Вариативность игры способствует охвату детей разных возрастов и с разным уровнем знаний.
Цель игры:
- Создать условия для развития у детей положительного самоощущения, социальных навыков коммуникативного поведения. Учить разграничивать понятия «должен», «могу», «хочу», совершенствовать знания о социальных нормах.
- Дать правовые знания, способствующие расширению кругозора, формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.
- Воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.
- Формировать умение воспринимать схематичное изображение и соотносить его с реальной ситуацией.
Игра состоит из трёх комплектов карточек, несущих одинаковую информацию, но представленную разными способами:
- Пять карточек с текстовой информацией (текстовые карточки).
- Пять карточек со схематичным изображением (карточкисхемы).
- Двадцать карточек с красочным иллюстративным изображением ситуаций (ситуативные карточки).
Количество участников: от 1 до 5 человек (обязательно участие взрослого).
Педагогические возможности игры:
- Дети учатся взаимодействовать в коллективе.
- Получают информацию о правах и обязанностях, учатся их различать.
- Имеют возможность демонстрировать свою компетентность.
- Учатся ставить цель и добиваться результата.
- Яркие красочные карточки, чёткие, графичные и понятные схематичные композиции, правильный шрифт без лишних элементов — всё это позволяет детям легко ориентироваться по ходу игры, запоминать и сопоставлять разные формы подачи информации.
Ход игры
Ведущим является взрослый, участниками — дети. Каждому участнику игры раздаются карточки-схемы или текстовые карточки (ориентир на знания, умения и навыки ребёнка). Взрослый поочерёдно предлагает детям сюжетные карточки. Ребёнок должен соотнести сюжет карточки с информацией, находящейся в секторах карточек-схем или текстовых карточек. Ребёнок берёт себе карточку и вставляет её в кармашек в том случае, если сюжет совпадает с информацией в одном из секторов. (В процессе узнавания сюжета ведущий может включать различные методические приёмы: ролевые инсценировки, упражнения на развитие эмоциональной сферы, составление сюжетных мини-рассказов и диалогов, логоритмические и игровые упражнения.)Игра считается законченной, если все уголки-кармашки заняты карточками. В завершение игры рекомендуется провести «Праздник права», с целью закрепления полученных во время игры знаний.
Методические рекомендации для успешного проведения игры
Если ваш ребёнок ещё не научился читать, игровая задача ставится на основе карточек-схем. Обучающая ценность такого варианта игры состоит в том, что дети, рассматривая схематичное изображение, учатся восприятию схемы и перенесению её на реальный образ или ситуацию.
В нашем сложном мире существует огромное множество знаков, схем и символов. Они повсюду — в поликлинике, школе, на дороге, в метро. Их необходимо понимать, работая с компьютером и учебной литературой. Также в процессе игры реализуется главная игровая задача — правовое образование ребёнка.
Совет: не заставляйте ваших детей подолгу сидеть за столом, перебирая игровые карточки. Сохраняйте их двигательную активность. Включайте в игровой процесс физминутки и логоритмические упражнения, соответствующие теме.
Что касается текстовых карточек, то их вы можете включать в игру в том случае, если ребёнок уже способен прочитать и воспринять текстовую информацию. Я думаю, что многие взрослые согласятся со мной: тема права сама по себе не имеет особой привлекательности для детей, поэтому наша задача — использовать такие приёмы, методы и способы подачи, чтобы она заблистала новыми, яркими и увлекательными гранями.
В процессе работы с карточками интегрируйте различные образовательные области: читайте художественную литературу, прослушивайте музыкальные записи, составляйте небольшие ситуативные рассказы и диалоги по выбранному сюжету. Очень интересно и доступно можно преподнести тему права на примере сказок:
- Право на жильё прослеживается в сказках: «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Теремок».
- Право на жизнь — в сказках: «Гуси-Лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Гуманное отношение к животным — в сказке: «Дед Мазай и зайцы».
Елена Гимадеева, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 141»
г. Казань, Республика Татарстан
Рекомендуем почитать
- Kids Central Asia – новый масштабный отраслевой выставочный проект в Узбекистане
- Трюковая жест машина-перевёртыш Hyper Skidding
- Внимание, знатоки!
- Кто не знает хаски?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии