"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Синяя птица счастья
Для детей старшей группы с нарушением зрения. В процессе этого универсального занятия дети не только развивают и совершенствуют соответствующие их возрасту умения и навыки, но и, сочувствуя птице, помогая ей выжить, получают очень важный для них урок доброты и милосердия.
Цель. Развитие пространственной макро- и микро-ориентировки на лексическом материале «Птицы».
Задачи
- Упражнять детей в выделении пространственного положения объекта из группы предметов.
- Совершенствовать навыки ориентировки на ограниченной плоскости (листе бумаги).
- Учить детей активно использовать в речи пространственные термины.
- Стимулировать и активизировать зрительные функции.
- Развивать осязательное восприятие и мелкую моторику рук.
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход занятия (Слышится птичий писк, появляется Синяя птица.)
Педагог. Здравствуйте, ребята! С этой сказочной птицей случилась большая беда. Злые мальчишки с рогатками так напугали её, что она всё о себе позабыла. Что же делать? (Дети предлагают помочь несчастной птичке, приглашают её в гости.)
Педагог. Ребята, расскажите, как вы узнали, что это птица? (Дети перечисляют внешние признаки птиц.)
Педагог. Наша птичка, наверное, голодная. Давайте посмотрим, чем мы сможем её накормить.
Упражнение «Мешочки»
(Дети рассматривают 4 мешочка, завязанные разноцветными лентами, и отвечают на вопросы педагога.)- Где расположен мешочек, завязанный красной лентой?
- С какой стороны мешочек с зелёной лентой?
- Какой мешочек расположен между мешочками с красной и синей лентами?
- Какой мешочек между мешочками с белой и зелёной лентами?
Упражнение «Узнай на ощупь»
(Дети ощупывают и называют содержимое мешочков.) Предлагаются мешочки со следующим содержимым:- шишки сосны;
- семена подсолнуха и мелкая мозаика;
- геометрические фигуры;
- силуэты птиц и зверей из мягкой резины (достаточно называть материал).
Дети. Семечками.
Педагог. Правильно, но семечки перемешались с мозаикой, давайте их переберём: на тарелочку справа отбираем семечки, а слева — мозаику.
Упражнение «Сортировка»
(Дети раскладывают по разным тарелкам семечки и мозаику.)Педагог. Теперь можно и угостить нашу птичку. А пока она подкрепляется, мы сделаем гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика
(Выполняется без очков. После зрительной гимнастики дети надевают очки.)Раз, два, три, четыре, пять
Будем птичек мы считать (Быстро поморгать.)
Глазки к небу поднимаем,
Взглядом птичек провожаем (Посмотреть вверх.)
Вот сорока полетела,
Посмотрели глазки влево (Посмотреть влево.)
Там ворона пролетала,
Посмотрели глазки вправо (Посмотреть вправо.)
Вверх взлетает ловкий стриж,
А за ним — весёлый чиж (Руки поочередно вверх, проследить взглядом.)
Посмотрели глазки вниз,
Села галка на карниз.
Вверх и вниз, и влево-вправо, (Взгляд вверх-вниз, влево-вправо.)
Сколько птиц тут пролетало?
Будем глазки закрывать,
Вспоминать и всех считать (Закрыть глаза ладонями.)
Раз — сорока, два — ворона,
Галка — три, четыре — стриж,
Ну, а пять — весёлый чиж.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать (Открыть глаза.)
Педагог. Ребята, а давайте покажем нашей птичке, для чего нам нужны шишки.
Массаж ладоней и пальцев рук шишками
(Дети читают стихи и одновременно массируют пальцы своих рук.)Будем с шишками играть,
Их ладошками катать.
Назад — вперёд, назад — вперёд,
А потом — наоборот.
Их по кругу мы катаем,
Пальчики все разминаем.
Педагог. А в прятки играть вы любите? Птицы здесь спрятались среди зверей, вы их, ребята, найдите скорей! (Детям предлагаются цветные силуэты и фоны.)
Педагог. Силуэты расположите в углах листа: птиц — с левой стороны, а зверей — с правой.
Упражнение «Расположи силуэты на листе бумаги»
(Дети раскладывают силуэты и отвечают на вопросы педагога.)Педагог. Кто расположен в левом верхнем (правом нижнем) углу? Где находится медведь, где дятел? (И так далее.)
Педагог. Нашей птичке очень понравилось, как вы нашли всех птиц, а давайте тоже ненадолго превратимся в птичек.
Разминка (Все движения выполняются в соответствии со стихотворением.)
Повертелись, покружились,
В птичек все мы превратились.
А теперь мы потянулись.
Раз нагнулись, два нагнулись,
Крыльями похлопали,
Ножками потопали,
Головою повертели,
И тихонько полетели.
Встали, покружились,
В ребяток превратились.
Педагог. Нашей птичке очень интересно, зачем нужны фигуры, которые были в последнем мешочке.
Дети. Из этих фигур можно выкладывать разные картинки, и даже птиц.
Упражнение «Выложи изображение из деталей»
(Педагог проводит с детьми игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра» с образцами выкладывания птиц. После того, как дети выложили птиц, они вместе рассматривают силуэты.)Педагог. На кого это похоже? А каких птиц вы ещё знаете? (Дети отвечают и называют. Вдруг слышится птичий писк.)
Педагог. Ребята, нашей птичке так понравилось у нас в гостях, что она всё вспомнила о себе. Она — Синяя птица счастья, и хочет вам пожелать, чтобы вы всегда оставались добрыми, заботливыми, и чтобы у вас, как у всех птенчиков, были тёплые, уютные гнёздышки. А на память о себе она дарит вам интересную, красивую игру. (Дети благодарят птицу счастья. А педагог задаёт всем домашнее задание: с помощью родителей сделать кормушки для птиц.)
Эллина Дашкаева, учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 196», г. Хабаровск
Рекомендуем почитать
- Логико-математические игры для детей дошкольного возраста
- Стенды и тематические уголки
- Аппетитные подсолнухи
- Комментарии