"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Артикуляционный зоопарк
Правильное произношение звуков, богатый словарный запас и грамматически верная, развитая, связная речь — залог хорошей успеваемости в школе. Игра, придуманная и выросшая из личного опыта автора, предлагает комплекс упражнений, которые помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
Цель. Формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения языка в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.
Задачи:
- подготовка органов речи к правильному произношению звуков;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Данная игра оформлена автором самостоятельно и состоит из коврика-основы, на котором располагаются готовые детали. Артикуляционный коврик можно разместить на мольберте, на фланелеграфе или на столе перед зеркалом в кабинете учителя-логопеда.
Дети внимательно рассматривают готовые детали и под наблюдением педагога накладывают на основу, затем выполняют соответствующие артикуляционные упражнения.
Необычность этой игры заключается в том, что представленные в ней материалы тренируют не только органы артикуляционного аппарата, но и органы зрения.
«Заборчик» — губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
«Змея» — язык сильно высунуть вперёд, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд, а затем убрать вглубь рта.
«Сердитая кошечка» — рот приоткрыть. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
«Грибок» — улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
«Дятел» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчётливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно темп убыстрять.
«Утиный клювик» — губы находятся в положении трубочки, затем щёки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные упражнения.
«Парус» — рот широко раскрыть. Широкий кончик языка поставить за верхними зубами на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперёд. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.
«Хоботок» — губы разомкнуть и с напряжением вытянуть вперёд.
«Лошадка» — улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
«Улыбочка» — удерживать губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы при этом обнажены.
«Настроение» — губы растянуть в улыбке, зубы «заборчиком» — хорошее настроение. Затем губы принимают положение «трубочки», брови сдвинуты — сердитое выражение. Упражнение выполнять, чередуя хорошее настроение и плохое.
Сначала все упражнения следует выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как дошкольник освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы, можно попросить его составить свой рассказ. Во время выполнения артикуляционных упражнений педагог может также прочитать стихотворение или загадать загадку.
Актуальность игры «Артикуляционный зоопарк» обусловлена преодолением сложностей в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи и зрения. Результатом её использования является:
- быстрое и чёткое запоминание детьми названий артикуляционных упражнений;
- положительная динамика восстановления звуков у детей старшего дошкольного возраста в устной речи.
Ляйсан Гарифуллина, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад «Солнышко» комбинированного вида»,
г. Когалым, ХМАО – Югра
Рекомендуем почитать
- Улётная радиоуправляемая игрушка
- Военно-патриотическое воспитание начинается с игры!
- Наборы для рукоделия
- Специальное предложение для образовательных организаций
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии