"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Я и мои эмоции
Для успешной социализации очень важно научить детей правильно выражать своё настроение и узнавать эмоции, выражаемые собеседником. Развитию этих умений способствуют игры, которые мы предлагаем вниманию читателей.
Игра «Настроение»
Одному участнику предлагается выбрать пиктограмму, отражающую настроение, с которым он пришёл в детский сад, а другие ребята должны догадаться, какое это настроение.Игра «Сказочные эмоции»
Педагог читает русскую народную сказку «Репка», делая паузу в те моменты, когда завершается очередное действие персонажа. Во время паузы дети поднимают пиктограмму с эмоцией, которую, по их мнению, испытывает персонаж. При необходимости выбор детей обсуждается, анализируется.Игра «Кубик эмоций»
Дети по очереди кидают кубик эмоций. Какая эмоция выпала, ту эмоцию надо показать с помощью мимики и жестикуляции.Игра с зеркалом
Педагог предлагает изобразить перед зеркалом разное настроение: радость, злость, грусть, удивление, испуг, восторг.Музыкальные загадки
Каждый участник получает набор пиктограмм эмоций. Педагог включает подобранные музыкальные фрагменты, дети поднимают соответствующую пиктограмму и по желанию аргументируют свой выбор, поясняя, какое впечатление произвёл на них данный фрагмент, что они под него представили.Игра «Покажи»
Педагог предлагает кому-либо из детей изобразить злого волка или сердитого филина, хитрую лису или радостного медведя, испуганного зайца или удивлённую сову. Остальные отгадывают, кого из названных в паре зверей и птиц изобразил водящий.Игра «Подбери пару»
Дети рассматривают сюжетные картинки с разными ситуациями (медвежата спорят, заяц встретил лису, медведь ест малину и т.п.). Дети к каждой картинке подбирают пиктограмму эмоции и поясняют свой выбор.Игра «Что нам осень принесла»
Ведущий называет осенние приметы (идёт дождь, рано темнеет, много спелых овощей и пр.). Каждый ребёнок с помощью пиктограмм или выражения лица демонстрирует эмоцию, связанную у него с этим явлением. При необходимости педагог выясняет, какую эмоцию отобразил тот или иной участник игры и почему.Игра «Что ты чувствуешь»
Педагог демонстрирует сюжетные картинки об осени, персонажи которых попадают в разные ситуации (например, ветер выдернул зонтик из рук девочки или мальчик собрал для мамы букет из осенних листьев). Он предлагает детям от имени персонажа сообщить о своей эмоции.Игра «Часы эмоций»
Педагог демонстрирует детям модель часов с подвижными стрелками, на которых вместо цифр пиктограммы эмоций. Он предлагает любому из детей повернуть стрелку на одну из пиктограмм. Дети со взрослым обсуждают, что это за эмоция, как она проявляется, что может её вызывать. Затем другому ребёнку предлагается выбрать следующую пиктограмму.Игра «Что надеть»
Педагог предлагает каждому ребёнку выбрать пиктограмму эмоции, назвать её, а затем подобрать картинку с одеждой, которую он хотел бы надеть, если бы у него было такое настроение.Игра «Цветное настроение»
Педагог демонстрирует макет ёлки и разноцветных шариков, предлагает украсить ёлку шариками. Перед тем, как прикрепить украшение, педагог обсуждает его цвет, эмоцию, которую он символизирует, настроение, которое вызывает. После того, как ёлка украшена, каждому предлагается выбрать самый привлекательный для него шарик, описать ситуацию, которая ассоциируется с цветом шарика.Игра «Четвёртый лишний»
Педагог предъявляет детям по четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок выбирает состояние, которое не подходит к остальным (например, радость, веселье, удовольствие, удивление; грусть, печаль, злость, страдание и пр.).Игра «Чаепитие»
Педагог предлагает «устроить чаепитие» и поделиться эмоциями: все участники садятся по кругу, один берёт в руки чашку. Передавая её следующему участнику, он изображает какую-либо эмоцию; следующий изображает ту же эмоцию и передаёт её вместе с чашкой. Последний участник называет эмоцию.Игра «Заказ повару»
Водящий – повар. Любой из играющих демонстрирует ему мимикой вкус продукта, повар выбирает соответствующий продукт из изображённых на карточках. «Заказчик» одобряет или не одобряет выбор повара, аргументируя своё мнение.Игра «Маски»
Ведущий – режиссёр – озвучивает состояние сказочного героя или персонажа литературного произведения (Карабас-Барабас сердится; доктор сильно удивился; мама огорчилась и пр.). Остальные играющие – артисты – «надевают маску» (изображают эмоцию персонажа). Режиссёр оценивает «маски», выбирает наиболее удачные.Игра «Разведчики»
Выбирается 5 детей, каждому из которых даётся пиктограмма с эмоцией. Они встают в ряд лицом к остальным детям. Педагог проходит сзади ряда из 5 детей и незаметно дотрагивается до одного из них. Это – разведчик. После этого 4 ребёнка должны изобразить ту эмоцию, которая на пиктограмме, а разведчик изображает любую другую. Играющие находят разведчика.Игра «Волшебный мешочек»
Ведущий предлагает детям назвать и показать отрицательные эмоции и чувства (злость, грусть, отвращение, обида, страх, зависть, ненависть и пр.). Затем весь негатив «складывается» в мешочек, туго завязывается и произносится «заклинание»: «Надо очень постараться, чтоб не ссориться, не драться». После этого мешочек развязывают, и дети по очереди «достают» (называют) положительные чувства и эмоции.Игра «Весенние картинки»
Педагог демонстрирует картины или фотографии, изображающие весну (характерные её признаки). Дети выбирают пиктограммы эмоций, с которыми у них ассоциируются изображения. По желанию они поясняют свой выбор.Игра «Расшифруй письмо»
Педагог сообщает, что с нами хочет вступить в контакт внеземная цивилизация, и демонстрирует письмо, состоящее из пиктограмм (в том числе, пиктограмм эмоций). Он предлагает расшифровать письмо и узнать его содержание.Игра «Прогулка»
Педагог показывает картинки с изображением улиц города, парков, памятников и зданий. Дети подбирают пиктограммы эмоций или изображают их с помощью мимики. По предложению педагога ребёнок поясняет, почему данное место вызвало у него такую эмоцию.Игра «Магазин модных шляп»
Педагог предлагает детям посетить магазин и подобрать каждому подходящую шляпу. Дети их меряют и выражают своё эмоциональное состояние с помощью мимики, остальные определяют, понравилась шляпа или нет.Игра «Билет за эмоцию»
Педагог предлагает детям совершить прогулку на каком-либо виде транспорта. Для того чтобы купить билет, нужно изобразить ту эмоцию, пиктограмма которой прикреплена к выбранному ребёнком месту.
Любовь Авясова,
Галия Романова, воспитатели,
Римма Киямова, учитель-логопед,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии