"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Чудо-карусели
Игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности. Хотелось бы отметить, что, по мнению Б.П. Никитина, уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, выбирать игрушки или использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности. Мир игр дошколят очень разнообразен. Все мы разные: кто-то отдаёт предпочтение подвижной игре, кто-то театрализованной, а кто-то любит сюжетно-ролевую, в которой в разных жизненных ситуациях ребёнок может брать на себя любую роль, подражая взрослым. Но, как показывает практика, в совместной деятельности взрослого и детей или же самих детей особое место занимают всё же настольно-печатные игры. В настоящее время багаж настольных игр очень разнообразен и привлекателен. Они интересны, познавательны и прочны. Также среди них есть игры, сделанные своими руками, которые ребята охотнее выбирают для совместной игры.
Современные дети очень подвижны, любят со своими родителями проводить свободное время на игровых площадках, в развлекательных центрах, а также в парках аттракционов. В повседневной жизни делятся своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми, тем самым заряжая позитивом окружающих людей. Поэтому мы решили в своей группе изготовить настольно-печатную игру «Чудо-карусели». А призовой интригой в данной игре служат элементы игры «Чудо-крестики».
Наше дошкольное учреждение работает с детьми с нарушением зрения, и в группах есть дети-инвалиды. Как известно, нарушение зрительных функций влечёт за собой отклонения в разных видах деятельности: речевой, социальной, двигательной, психической. В результате дети с нарушением зрения плохо ориентируются в пространстве, некоторые плохо идут на контакт, неусидчивы, перевозбуждены, двигательно беспокойны, а другие вялы, заторможены, замкнуты. Поэтому наша игра способствует развитию инициативности в приглашении партнёра, дети порой в игре становятся тьюторами. Играя с ровесниками в такие игры, дети-инвалиды чувствуют себя более уверенными, раскрепощёнными, порой проявляя свои личностные качества, тем самым развиваются психические процессы: память, мышление, а также волевые качества.
Игра «Чудо-карусели» развивает интеллектуальные способности и формирует личность ребёнка в старшем дошкольном возрасте, влияет на самостоятельный выбор игры, что приводит к развитию произвольности и коррекции импульсивного поведения у слабовидящих детей нашей группы. Ко всему хочется добавить, что в основном у детей развита механическая память, когда происходит счёт произвольно, не учитывая предметы. Поэтому именно игры-ходилки развивают у воспитанников правильный количественный счёт в соответствии с заданным числом на кубике. Тем самым ещё один аргумент, сподвигнувший нас на создание данной игры.
Цели:
Для взрослых – решение предлагаемых в игре развивающих задач через выполнение игровых действий.
Для детей – преодолев трудности «Чудо-карусели», собрать как можно больше фигур игры «Чудо-крестики».
Задачи:
- соблюдать очерёдность хода;
- закреплять знания пространственных отношений, зрительное восприятие;
- упражнять навыкам устного счёта;
- развивать мелкую моторику рук, сенсорный опыт;
- воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми;
- сопереживать партнёрам по игре.
Ход деятельности
В игре участвуют от 2-х до 4-х игроков. Участникам игры необходимо собрать «Чудо-крестики». Детям предлагается прокатиться на «Чудо-карусели».В нашем парке есть качели,
Заводные карусели.
Кубик смело ты бросай,
Вход в кабинку получай.
На качели ты садись
И по кругу прокатись.
Колесо то – не простое,
Разноцветное такое.
Ты по стрелочке ходи,
Чудо-крестик получи.
Кто всех больше соберёт,
Вот тому и повезёт!
Определение очерёдности хода игроками выбирается с помощью кубика или считалки «Эники, беники…». Игра начинается с большого салатового круга. Игроки, бросив кубик, делают соответствующее количество ходов по кругу по направлению стрелки (по часовой стрелке). Сделав ход, игрок берёт один из элементов игры «Чудо-крестики» того цвета, который соответствует цвету кабины чудо-колеса, и кладёт на середину стола сбоку от игрового поля. Игрок, который положил последний элемент чудо-крестика данного цвета, забирает его себе.
Если фишка останавливается на кабине, а элементов этого цвета нет, то игрок пропускает ход. По ходу движения могут встречаться препятствия, которые игроку необходимо преодолеть. Если фишка останавливается на фиолетовой кабине с чёрной стрелкой, то она перемещается в малый круг чудо-колеса. Её движение будет проходить по малому кругу, следуя стрелке. Голубой, жёлтый, оранжевый цвета кабины малого круга указывают на переход из малого круга в большой, и игра продолжается по направлению движения стрелки большого колеса. Игрок, набравший набольшее количество чудо-крестиков, считается победителем.
В ходе игры у детей сформируются: умения понимать игровую задачу и выполнять её; качества: честность, усидчивость, целеустремлённость, организованность, самостоятельность; возможности использования элементов игры «Чудо-крестики» в другой игровой деятельности.
Изготавливая игры своими руками, мы не только вовлекаем детей в познавательно-самостоятельную деятельность, но и развиваем свой творческий потенциал, стимулируя педагогический процесс на поисковую деятельность, тем самым сохраняя авторские права разработчика игровой технологии. Но в своей практике не хочется всё время останавливаться на достигнутом. Данное пособие планируется представить на родительском собрании «Игровой практикум» в виде мастер-класса, с целью формирования у родителей представлений о настольно-печатных играх, изготовленных педагогами в детском саду, и их роли в развитии и воспитании детей с ОВЗ.
Наталья Немцова, Татьяна Дрозденко,
воспитатели МАДОУ «Д/с № 3»,
г. Балаково, Саратовская область
Рекомендуем почитать
- Хоббит, или туда и обратно
- Ищем авторов-педагогов!
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций
- Комментарии