"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Занимательные опыты
Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм экспериментирования, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она позволяет значительно расширить знания, полученные при теоретическом изучении естественнонаучных дисциплин. Значение термина «исследование» связывается с научным познанием, которое характеризуется объективностью, доказательностью и точностью. Учебное познание, как и научное исследование, является процессом изучения объективного мира. Им присущи общие черты.
Дети младшего школьного возраста – это самая любознательная аудитория. В каждом ребёнке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого – опыты. Опыт – источник физического знания и критерий его достоверности. «Познание начинается с удивления», – эта древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться – великий дар природы, который помогает не только учиться, но и жить.
С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира. В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для развития ребёнка. Наблюдая за младшими школьниками, я заметила, что особенно их увлекает, как я называю «кухонные эксперименты», то есть смешивать, растворять, лепить и т.д. Но не просто им нравится наблюдать, на меня обрушивается шквал вопросов: а как? а почему? а зачем? Мне надо было на них отвечать, для этого изучала литературу, источники в сети Интернет, чтобы дать понятный для детей ответ. Таким образом, мне пришла в голову идея создания курса «Занимательные опыты» для детей младшего школьного возраста.
Программа предмета «Занимательные опыты» рассчитана на любознательность учащихся. Ребята младшего школьного возраста хотят узнать и, самое главное, понять, почему так происходит. На занятиях объединения ставится опыт, эксперимент, и дети сами должны попытаться объяснить наблюдаемое явление, попытаться понять смысл физических и химических процессов. Простые опыты принято называть научными развлечениями. Научными, потому что, делая их, ученики узнают что-то новое о явлениях природы, задумываются, что происходит, начинают интересоваться причинами физических и химических явлений. А развлечениями, потому что во всех этих опытах есть что-то неожиданное, подчас необъяснимое.
Основной формой работы на занятиях является практика, таким образом, весь познавательный материал представлен в виде занимательных опытов и экспериментов. Учебный материал вводится последовательно, чтобы у ребёнка формировалось представление об окружающих явлениях природы. Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей. Я использую на занятиях игровые и информационные технологии. Разнообразить занятия позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картинки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.
На занятиях используются следующие методы, методические приёмы:
- опыт, эксперимент;
- наблюдение;
- познавательная беседа;
- научная игра;
- конкурсы;
- викторины;
- практические задания и упражнения;
- проектная работа;
- исследовательская работа.
Главной целью каждого занятия я ставлю то, чтобы ребёнок понял саму суть эксперимента и смог объяснить то или иное явление. Эксперимент похож на чудо, которое может сделать каждый учащийся. Так гласит китайская пословица:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
На занятиях регулярно использую технологию проблемного обучения. Каждое занятие содержит проблему, требующую решения, – это заставляет ребёнка излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы. Занятие в курсе – это мини-исследование, которое ребёнок проводит через опыты и эксперименты.
Структура занятия:
- Проблемная ситуация.
- Постановка цели эксперимента.
- Формулирование гипотезы.
- Проведение опыта или эксперимента.
- Наблюдение и анализ результатов.
- Выводы.
Использование технологии проектно-исследовательской деятельности на занятиях даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, решать задачи по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов. Учащиеся сначала проводят опыты и эксперименты с помощью педагога, затем самостоятельно. В конце каждого раздела ребята выбирают один из пройденных опытов и показывают его на обобщающем занятии самостоятельно, заранее оформляя эксперимент на бумажном или электронном носителе. Также ребята учатся составлять и оформлять научно-исследовательские работы на различные конференции и конкурсы.
Исследовательская работа составляется и пишется в несколько этапов:
1. Подготовительный этап:
- определение темы исследования, постановка целей и задач исследования;
- определение источников информации: книги, статьи в Интернете.
3. Заключительный этап – анализ работы и подведение итогов.
Проведение опытов удивляет и озадачивает ребёнка, даёт ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт исследования.
Эксперименты – лучший способ помочь ребёнку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем, а также один из эффективных методов приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Ольга Панькив, педагог
дополнительного образования
МАУДО «ЦДОД», г. Усинск
Рекомендуем почитать
- Волшебство эпоксидной смолы (творческая реализация для родителей)
- Настольные игры для всей семьи
- Шоу «Волшебник страны ОЗ»
- Ваши игрушки пора обновить?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии