"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Убережём детей от беды
Работа по формированию основ безопасности начинается с момента поступления детей в ДОУ. В период адаптации детей к новым условиям мы объясняем малышам, как нужно вести себя в группе. В процессе игровой деятельности мы приучаем их к соблюдению элементарных правил: не отнимать друг у друга игрушки, не толкать друг друга, не ломать чужие постройки из конструкторов, а главное – не драться, дабы не причинить друг другу увечья. Наша задача – помочь детям научиться свободно ориентироваться в помещениях детского сада и на прогулочном участке.
В нашем ДОУ младшая группа находится на первом этаже, а на втором этаже – спортивный и музыкальный залы. Сначала мы совершаем с детьми экскурсию в залы, объясняя, что надо осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; аккуратно закрывать и открывать дверь, держась за дверную ручку. На прогулке дети узнают о том, что нельзя отходить от участка, где все гуляют.
Большая роль в детском саду отводится формированию основ безопасного поведения детей в играх с песком, водой, снегом, с мелкими предметами: не брать их в рот, не бросаться песком, не засовывать предметы в нос, в ухо и т.д. В группе есть центр игры с песком, а также дети охотно играют с кинетическим песком, возводят небольшие постройки, обыгрывают с помощью маленьких игрушек различные ситуации, сказки и т.д.
В процессе знакомства с ближайшим окружением любознательность ребёнка может стать небезопасной для него. Поэтому мы формируем у ребят ответственное и осознанное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитываем готовность к эффективным действиям в опасных ситуациях через различные формы работы с детьми: беседы «Как избежать беды», «Осторожно, я кусаюсь?», «Один дома», «Опасные предметы и предметы помощники», «Дома и на улице», чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса». Ведь именно литература заставляет ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни.
Так, после прочтения сказки «Колобок» и просмотра кукольного театра, был задан вопрос «Почему лиса съела колобка?». Надо отметить, что ребята выдвигали различные версии случившегося, но нам всё же удалось подвести детей к правильному умозаключению о том, что нельзя убегать из дома. Во время ознакомления с этими произведениями в качестве наглядного материала мы использовали пособие Ирины Лыковой «Несёт меня лиса» (беседы о безопасности по сюжетам сказок). Дидактическая игра-лото «ОБЖ: экстренные ситуации», предназначенная для детей в возрасте от 4-10 лет, совершенствует знания детей по данной теме. Настольная игра для детей «Чтобы не попасть в беду» одна из любимых у ребят. Вместе с воспитателем они подбирают картинки соответствующим ситуациям и объясняют правила выбора данных картинок.
В образовательной работе с дошкольниками мы используем элементы драматизации по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка». Надо помнить то, что ребёнок должен быть не просто пассивным слушателем всех мероприятий, а активным участником. Только в этом случае знания станут умениями и навыками.
Известно, что дети любопытны от природы, часто хочется посмотреть и «помочь маме» погладить бельё, посмотреть, как жужжит фен, и как же хочется подойти к газовой плите и выключить чайник, когда мама не слышит и не видит, как он кипит и свистит, а всё это может причинить вред жизни и здоровью детей. Именно через систематические разъяснительные беседы с детьми и создание проблемных ситуаций можно добиться закрепления полученных знаний о том, как не причинить вред своему здоровью.
Работа по формированию первичных представлений о безопасном поведении на дорогах – особенная тема. Малыш должен чётко усвоить, что дорогу нужно переходить только вместе со взрослым, крепко держась за руку. Мы знакомим детей именно с тем видом транспорта, который присущ нашей местности (автобус, троллейбус, легковой и грузовой транспорт). Конечно, мы сейчас не совершаем экскурсий за территорию учреждения, но мы всё равно проводим наблюдения за пассажирским транспортом и грузовым, используя интерактивные средства обучения: обучающие презентации, видеоролики. Полученные знания закрепляем в дидактических играх «Найди свой цвет», «Хорошо и плохо», «Собери светофор».
В группе у нас есть раскладная тематическая ширма. Содержание ширмы следующее: «Улица города», включая проезжую часть, пешеходный переход, «Лес», «Сад и огород», «Магазин». Рассматривая содержание ширмы, дети обсуждают изображённые ситуации, разворачивая игровые действия. После такой проведённой работы мы уже можем сделать выводы о том, что дети усвоили навыки безопасного поведения. На вопрос «Кто такой незнакомец и как себя с ним вести?», ребята отвечают, что незнакомец – это тот, кого они не знают, кто не знаком с родителями и с этим человеком нельзя вступать в разговор и куда-либо ходить. Дети сами рассказывают, что опасно убегать от мамы или папы, потому что можно потеряться.
Проблемы, связанные с безопасностью детей, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по обучению детей основам безопасного поведения достигается при тесном сотрудничестве с родителями, ведь те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в семье. Через взаимодействие с семьёй формируем у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. Используем различные формы и виды работы с родителями: беседы на такие темы, как «Детский травматизм», «Осторожно, открытое окно!», «Убережём ребёнка от беды». Кроме средств просвещения (буклетов, папок-передвижек, памяток), образовательные видеофильмы на темы соблюдения правил безопасности на дороге, в быту, на природе, ссылки отправляем в родительский чат, размещаем на сайте ДОУ, в сети Instagram детского сада.
Мы планируем в дальнейшем усовершенствовать работу по данному направлению, содействовать между педагогами и родителями установке доброжелательных отношений с перспективой на деловое сотрудничество.
Татьяна Батмановская, ст. воспитатель,
Марина Полякова, воспитатель,
МБДОУ «Д/с комб. вида № 39»,
г. о. Подольск, Московская область
Рекомендуем почитать
- Путешествие паровозика из Ромашково
- «Воспитатель года России‐2014»
- Дарья Костюк: «Я сама придумываю для сына игры»
- Какао-бомбочки — новый хит среди десертов!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии