"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Удивительные насекомые
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, о насекомых, их строении и образе жизни.
Задачи:
- расширять и формировать знания о строении и образе жизни насекомых;
- развивать умения различать насекомых на картинках и в природе;
- закреплять навыки аппликации: умение вырезать и наклеивать детали заготовок;
- развивать умение отвечать на вопросы, объяснять свой ответ;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: карточки с насекомыми, заготовки для аппликации, ножницы, клей, альбомные листы, обручи.
Ход деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Какое сейчас время года? (Лето.) Правильно, а летом как изменяется наш участок? (Растут трава и цветы, на деревьях листья. Появляются бабочки и жуки.)Воспитатель: Ребята, а видим ли мы бабочек и других насекомых зимой? (Нет.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Холодно, нет цветов и еды.)
Воспитатель: Правильно. Насекомые появляются весной, когда распускаются листья и цветы. А осенью они впадают в спячку или погибают. Давайте подробнее изучим насекомых.
Воспитатель: Все насекомые имеют небольшой размер тела, у них есть шесть ног. Посмотрите, вот пчела, сколько у неё ног? (Шесть.) Значит, это насекомое. (Карточка пчелы на доске.) Это муравей, сколько у него ног? (Шесть.) Муравей – тоже насекомое. (Карточка муравья на доске.)
Воспитатель: Что вы знаете про муравьёв? (Они живут в муравейнике, семьёй. А в самом муравейнике есть королева. Муравьи небольшого размера, но питаются другими насекомыми. Могут съесть гусеницу, которая намного их больше. Потому они всю работу делают вместе.) Как передвигаются муравьи? (Ползают.)
Воспитатель: Кто это? (Бабочка.) У бабочки 4 красивых крылышка, туловище, брюшко, шесть ног. (На доске карточка с бабочкой.) Чем питается бабочка? (Нектаром цветов.) А как она передвигается? (Летает.)
Воспитатель: Кто это? (Пчела.) У неё есть два прозрачных крыла, полосатое мохнатое тело и шесть ног. Чем полезны пчёлы? (Они собирают нектар и делают мёд.) Живут они в улье, где у каждой пчелы есть свои обязанности. Как и у муравьёв, у них есть королева. Как пчёлы передвигаются? (Летают.) А что будет, если пчелу обидеть? (Она может ужалить.) На конце брюшка у пчелы есть жало, которое она может достать и ужалить. Но при этом пчела погибает.
Воспитатель: Какое насекомое похоже на пчелу? (Оса. Рядом с пчелой карточка осы.) У неё тоже полосатое брюшко, но пчела более мохнатая. Как и пчела, осы живут в небольших гнёздах. Но питаются не только нектаром, но и древесиной, другими насекомыми. Осы тоже могут ужалить, поэтому с ними нужно вести себя осторожно. При виде осы или пчелы не махать руками, а просто уйти. И ни в коем случае не брать их руками.
Воспитатель: Давайте мы станем пчёлами. Вы летаете по ковру и собираете нектар с цветов, а я буду читать вам стихотворение.
Пчёлы по полю летают,
Нектар с цветочков собирают.
Дождь пошёл, пчёлы домой. (Дети залетают в обруч на ковре.)
Снова солнце засияло,
На поле пчёл опять позвало.
Они весело летают,
Нектар с цветочков собирают.
Вдруг раздался страшный гром,
Пчёлы улетели в дом. (Дети снова залетают в обруч.)
Вечер, снова солнце светит,
Пчёлы рады словно дети.
Снова весело летают,
Нектар с цветочков собирают.
День прошёл и спать пора,
В улей – кончилась игра.
Воспитатель: Кто это? (Божья коровка. На доске карточка божьей коровки.) У неё красные надкрыльники с чёрными точками. Под ними есть прозрачные крылья, поэтому божья коровка может и ползать, и летать. А питается божья коровка другими мелкими насекомыми: тлёй, белокрылками.
Воспитатель: Это кто? (Кузнечик. Карточка кузнечика на доску.) Как он передвигается? (Прыгает.) Причём кузнечик небольшого размера (несколько сантиметров), а прыгнуть может на расстояние длиннее его в 40 раз. Питается травой и листьями. А ещё необычные ноги кузнечика помогают ему издавать необычные звуки. Он трёт ногу об ногу, и нам слышно стрекотание.
Воспитатель: А это что за насекомое? (Комар. На доске карточка комара.) Чем он известен? (Он пьёт кровь у людей.) У комара есть длинный хоботок, с помощью которого он протыкает кожу животного или человека и пьёт кровь. Пьют кровь только самки, им она нужна, чтобы вывести потомство.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Я буду задавать вопросы, а вам нужно выбрать правильную карточку насекомых.
– Кто из этих насекомых ползает? (Муравей и божья коровка.)
– Кто из этих насекомых прыгает? (Кузнечик.)
– Кто из этих насекомых летает? (Бабочка, пчела, оса, божья коровка.)
– Кто из этих насекомых питается травой? (Кузнечик.)
– Кто из этих насекомых ест других насекомых? (Муравей, божья коровка, оса.)
– Кто питается нектаром? (Бабочка, пчела, оса.)
– Пьёт кровь? (Комар.)
– Кто может ужалить? (Пчела, оса.)
Воспитатель: А можно насекомых убивать? (Нет. Они приносят пользу, насекомых нужно беречь.) Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают других насекомых.) Какую пользу приносят пчёлы? (Делают мёд.) А как вы думаете, от комаров есть польза? (Они являются кормом для птиц: ласточек, стрижей, и животных: лягушек.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем аппликацию «Божьи коровки на траве». Для этого вам понадобится цветная бумага зелёного, красного, чёрного цветов и листы белой бумаги. Из зелёной бумаги мы нарезаем полоски, это будет наша трава. Сразу её наклеим. Теперь нам нужно сделать божью коровку. Какого она цвета? (Красная с чёрными точками.) Вам нужно вырезать красный круг. Затем мы вырезаем из чёрной бумаги круг, небольшую полоску и маленькие кружки. Наклеиваем туловище (красный круг), голову (чёрный круг), полоску для крыльев и точки. Божья коровка на траве готова. (Работа детей за столами, каждый ребёнок делает свою аппликацию. В конце оформляется выставка работ.)
Воспитатель: Какие красивые работы у вас получились! Ребята, что нового вы узнали? Что вам было интересно? Чем вы поделитесь дома? Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей.)
Александра Ефимова, воспитатель I кв. кат.,
МБДОУ «Д/с комб. вида № 28 «Лесная сказка»,
г. Елабуга, Республика Татарстан
Рекомендуем почитать
- Игры для развития речи и изучения грамматики
- Алла Романова, главный редактор
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций
- Какая фигура должна быть следующей в каждом ряду?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии