"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Волшебница-вода
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для подгруппы детей старшего возраста
Цель: расширять и обогащать представления детей об объекте неживой природы – воде в исследовательской деятельности.
Задачи:
Материал к занятию: глобус, журналы лабораторных исследований, ручки, кувшин с водой, пластмассовые бутылочки с водой на каждого ребёнка, свеча, лейка, зеркало, кубики льда, камушки, салфетки бумажные.
Воспитатель: Сегодня я загадала новый объект. Отгадайте, что это?
Дети: Это природный мир или рукотворный? (Природный.) Это живая природа? (Нет.)
Это земля? (Нет.) Это солнце? (Нет.) Это камни? (Нет.) Это река? (И да и нет.) Это вода?
Воспитатель: Да. Я загадала воду. А как вы думаете, чего больше на нашей планете воды или суши? Чтобы ответить на этот вопрос правильно, надо рассмотреть вот этот предмет. Может кто-нибудь знает что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус? Это шар? Глобус это модель Земли. Посмотрите, какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: Зелёный, коричневый, голубой.
Воспитатель: Коричневым, жёлтым и зелёным цветами раскрашена суша, а голубым цветом обозначены все реки, моря, океаны Земли. Так чего же больше на нашей планете воды или суши? (Воды.)
Воспитатель: На Земле много воды, намного больше, чем суши. Как вы думаете, вода – это плохо? Почему?
Дети: Земля от воды мокрая, получается грязь. Животным плохо: им мало места для жизни. Деревьям негде расти. По воде ни машина, ни поезд не проедут.
Воспитатель: Но, с другой стороны, вода – это хорошо?
Дети: Воду можно пить. Без воды суп не сваришь или картошку. Можно купаться, плавать, мыться. По воде можно на кораблях плавать. Без воды завянут цветы, умрут звери.
Воспитатель: Вода – волшебное вещество, необходимое всему живому. Без воды не было бы жизни на Земле. На Земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их.
Дети: Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды.
Воспитатель: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?
Дети: В морях и океанах вода солёная, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки, её используют для питья.
Воспитатель: Наш город большой , чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берём тоже много воды. Воду нужно беречь, она очень нужна. А сегодня мы будем воду исследовать, проводить опыты.
Воспитатель: Есть ли среди вас девочка или мальчик, которые могут удержать воду? Давайте это проверим. Подойдите к столу, сложите ладошки лодочкой, я буду лить воду в них. (Как бы дети ни старались удержать воду, она начинает просачиваться.) Какой вы сделаете вывод?
Дети: Вода жидкая, текучая, мокрая.
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли вода форму? Может, она похожа на шар? Или куб? А может цилиндр? Предлагаю вам это выяснить. Возьмите предметы, которые стоят на столе, и заполните их водой. Теперь ответьте на вопрос: какой формы вода?
Дети: Круглая, квадратная.
Воспитатель: Это вы мне называете форму сосуда, в который налита вода. А если её вылить на стол, какую форму приобретает вода? (Воспитатель разливает на стол воду.)
Дети: Получилось бесформенное пятно.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если вода просто разлита, она не имеет формы, но вода принимает форму того предмета, который заполняет.
Воспитатель: Рыбам в зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. О чём эта загадка? (Лёд.) Давайте рассмотрим лёд. Это замёрзшая вода. Почему лёд сравнивают со стеклом? А почему его нельзя вставить в окно? Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем избушка у лисы оказалась плоха, когда пришла весна?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: Превратился лёд в воду. Какой лёд на ощупь? (Холодный, твёрдый.) Правильно, ребята, лёд твёрдый, потому что в нём живут маленькие человечки, которые крепко держат друг друга за руки. Давайте попробуем стать такими же твёрдыми, как и лёд. (Дети берутся за руки.) Вот какие вы крепкие. Вас тяжело разъединить. Я сейчас зажгу свечу, и мы нагреем лёд. (Зажигает свечу и держит лёд над пламенем.) Что происходит со льдом?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Оказывается, лёд волшебный, он умеет превращаться. Когда маленьким человечкам становится жарко, они отодвигаются друг от друга и превращаются в воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вода закипела. Что это поднимается вверх? (Пар.) А, что такое пар мы сейчас проверим. Над паром помещаем зеркальце. Ребята, что на зеркале образовалось?
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: Оказывается, что пар – тоже вода. Пар состоит из человечков газа, которые очень подвижны, бегают в разные стороны, кто куда захочет. В природе тоже встречается испарение воды – это облака, туман. Мы выяснили, что вода может находиться в газообразном состоянии.
Воспитатель: Вот мы и узнали о том, что вода умеет «превращаться», бывает очень разной, поэтому воду мы можем назвать волшебницей. А можно ли нарисовать «портрет» воды? Сегодня вечером дома, расскажите о воде своим мамам и папам и нарисуйте её «портрет», а завтра мы устроим выставку «Вода-волшебница».
Цель: расширять и обогащать представления детей об объекте неживой природы – воде в исследовательской деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с моделью Земли – глобусом, учить определять водные пространства и сушу;
- создавать условия для формирования представлений у детей об агрегатных состояниях воды (твёрдое, жидкое, газообразное), используя метод маленьких человечков ТРИЗ-педагогики;
- способствовать обогащению представлений детей о причинно-слёдственных связях в процессе проведения опытов с водой и овладения компонентами рассуждения;
- обогащать словарь дошкольников существительными (вода-вещество, вода-лёд, вода-пар,) и качественными прилагательными (текучая, жидкая, твёрдая, газообразная, бесформенная);
- поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребёнка, развивать навыки диалогической речи;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Материал к занятию: глобус, журналы лабораторных исследований, ручки, кувшин с водой, пластмассовые бутылочки с водой на каждого ребёнка, свеча, лейка, зеркало, кубики льда, камушки, салфетки бумажные.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся и присядем на стульчики. Вспомните, что мы уже изучали раньше? (Воздух.)Воспитатель: Сегодня я загадала новый объект. Отгадайте, что это?
Дети: Это природный мир или рукотворный? (Природный.) Это живая природа? (Нет.)
Это земля? (Нет.) Это солнце? (Нет.) Это камни? (Нет.) Это река? (И да и нет.) Это вода?
Воспитатель: Да. Я загадала воду. А как вы думаете, чего больше на нашей планете воды или суши? Чтобы ответить на этот вопрос правильно, надо рассмотреть вот этот предмет. Может кто-нибудь знает что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус? Это шар? Глобус это модель Земли. Посмотрите, какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: Зелёный, коричневый, голубой.
Воспитатель: Коричневым, жёлтым и зелёным цветами раскрашена суша, а голубым цветом обозначены все реки, моря, океаны Земли. Так чего же больше на нашей планете воды или суши? (Воды.)
Воспитатель: На Земле много воды, намного больше, чем суши. Как вы думаете, вода – это плохо? Почему?
Дети: Земля от воды мокрая, получается грязь. Животным плохо: им мало места для жизни. Деревьям негде расти. По воде ни машина, ни поезд не проедут.
Воспитатель: Но, с другой стороны, вода – это хорошо?
Дети: Воду можно пить. Без воды суп не сваришь или картошку. Можно купаться, плавать, мыться. По воде можно на кораблях плавать. Без воды завянут цветы, умрут звери.
Воспитатель: Вода – волшебное вещество, необходимое всему живому. Без воды не было бы жизни на Земле. На Земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их.
Дети: Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды.
Воспитатель: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?
Дети: В морях и океанах вода солёная, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки, её используют для питья.
Воспитатель: Наш город большой , чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берём тоже много воды. Воду нужно беречь, она очень нужна. А сегодня мы будем воду исследовать, проводить опыты.
Воспитатель: Есть ли среди вас девочка или мальчик, которые могут удержать воду? Давайте это проверим. Подойдите к столу, сложите ладошки лодочкой, я буду лить воду в них. (Как бы дети ни старались удержать воду, она начинает просачиваться.) Какой вы сделаете вывод?
Дети: Вода жидкая, текучая, мокрая.
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли вода форму? Может, она похожа на шар? Или куб? А может цилиндр? Предлагаю вам это выяснить. Возьмите предметы, которые стоят на столе, и заполните их водой. Теперь ответьте на вопрос: какой формы вода?
Дети: Круглая, квадратная.
Воспитатель: Это вы мне называете форму сосуда, в который налита вода. А если её вылить на стол, какую форму приобретает вода? (Воспитатель разливает на стол воду.)
Дети: Получилось бесформенное пятно.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если вода просто разлита, она не имеет формы, но вода принимает форму того предмета, который заполняет.
Воспитатель: Рыбам в зиму жить тепло: крыша – толстое стекло. О чём эта загадка? (Лёд.) Давайте рассмотрим лёд. Это замёрзшая вода. Почему лёд сравнивают со стеклом? А почему его нельзя вставить в окно? Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем избушка у лисы оказалась плоха, когда пришла весна?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: Превратился лёд в воду. Какой лёд на ощупь? (Холодный, твёрдый.) Правильно, ребята, лёд твёрдый, потому что в нём живут маленькие человечки, которые крепко держат друг друга за руки. Давайте попробуем стать такими же твёрдыми, как и лёд. (Дети берутся за руки.) Вот какие вы крепкие. Вас тяжело разъединить. Я сейчас зажгу свечу, и мы нагреем лёд. (Зажигает свечу и держит лёд над пламенем.) Что происходит со льдом?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Оказывается, лёд волшебный, он умеет превращаться. Когда маленьким человечкам становится жарко, они отодвигаются друг от друга и превращаются в воду.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вода закипела. Что это поднимается вверх? (Пар.) А, что такое пар мы сейчас проверим. Над паром помещаем зеркальце. Ребята, что на зеркале образовалось?
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: Оказывается, что пар – тоже вода. Пар состоит из человечков газа, которые очень подвижны, бегают в разные стороны, кто куда захочет. В природе тоже встречается испарение воды – это облака, туман. Мы выяснили, что вода может находиться в газообразном состоянии.
Воспитатель: Вот мы и узнали о том, что вода умеет «превращаться», бывает очень разной, поэтому воду мы можем назвать волшебницей. А можно ли нарисовать «портрет» воды? Сегодня вечером дома, расскажите о воде своим мамам и папам и нарисуйте её «портрет», а завтра мы устроим выставку «Вода-волшебница».
Вера Песковацкова, воспитатель
МДОУ Д/с №290 г.Волгоград
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку