"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Паспорт проекта «Деревья – символы России»
Актуальность темы: Россия – наша Родина. А с чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живём. А может она начинается с тех деревьев, которые растут на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Для русского человека нет дерева роднее и милее, чем берёза. Оно вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которое было бы столько широко освещено в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет!
Каждое дерево в наших краях красиво по-своему, но осенью нет ничего краше рябины с её янтарно-жёлтыми кружевными листьями и алыми гроздьями ягод. По народным поверьям, рябина приносит счастье, по ней также определяют погоду. Напитки из ягод рябины дарят здоровье.
В наше время, когда ребёнок очень мало общается с природой, а свободное время всё больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребёнку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: средней продолжительности.
Срок реализации: с 10 сентября по 20 октября.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемые результаты:
- расширятся знания детей о берёзе и рябине.
- дети смогут использовать схемы для составления рассказов об этих деревьях.
- дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Проблема: недостаточные знания у детей о самых почитаемых деревьях в России – берёзе и рябине, об их оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
Цель: формирование познавательно-исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- расширение представлений детей о культуре русского народа;
- уточнение знаний о значении берёзы и рябины в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) и об их взаимосвязи с окружающей средой;
- развитие познавательной активности;
- активизация и обогащение словаря;
- воспитание любви к русской природе, бережного отношения к ней.
Этапы проведения проекта
1 этап – подготовительный:- Создание проблемной ситуации.
- Выбор темы проекта.
- Подбор детской и педагогической литературы, картин, аудиозаписей.
- Подбор дидактических и хороводных игр.
- Заготовка природного материала для деятельности детей.
- Изготовление книжки-раскладки о лечебных свойствах берёзы и рябины.
- Подбор консультаций для родителей.
- Подготовка презентаций: «Берёза и рябина на картинах русских художников», «Деревья и времена года».
Формы работы на данном этапе:
- совместная образовательная деятельность;
- наблюдения в природе, целевые прогулки и экскурсии;
- индивидуальная работа с детьми;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- тематические выставки работ;
- посещение библиотеки;
- тематические праздники;
- взаимодействие с семьёй.
Реализация проекта на втором этапе:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:
- «Наша рябинка»;
- «Встреча с берёзой»;
- «Это русская берёзка»;
- «Люблю берёзку русскую»;
- знакомство с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Рябинка»;
- «Во поле берёза стояла» познавательно-развлекательная программа;
- познавательно-развлекательное шоу «Ой рябина кудрявая»;
- беседы по картинам В.Д. Поленова «Золотая осень» и М.В. Нестерова «Виденье отроку Варфоломею», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»;
- чтение рассказов К. Паустовского «Подарок», Ю. Дмитриева «Тайна»; чтение стихотворений А. Фета, Т.В. Герасимовой, Т. Ходарева, В. Рождественского;
- заучивание наизусть стихотворений А. Вальякка «Берёза»; А. Прокофьева «Берёза»; Н. Рубцова «Северная берёза»;
- повторение стихотворения «Белая берёза» С. Есенина;
- знакомство с пословицами и приметами, связанными с берёзой и рябиной.
- художественное творчество – рисование красками «Люблю берёзу русскую»;
- пластилинография – «Рябина и берёза осенью»;
- аппликация «Веточка рябины»;
- рисование «Коралловая красавица»;
- ручной труд «Поделки из осенних листьев»;
- разучивание песен «Во поле берёза стояла»; «Ой рябина кудрявая»;
- хороводы «На лугу»; «Берёза белоствольная».
Наблюдения в природе за сезонными изменениями берёзы и рябины, экскурсия в парк, пешеходные прогулки по улицам города.
Дидактические игры: «Узнай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Собери дерево»; «Бывает-не бывает»; «От какого дерева листок»; «Времена года». Посещение библиотеки: рассматривание иллюстраций, чтение книг.
Работа с родителями: мастер-класс для родителей «Рисование деревьев пластилином» с использованием художественной литературы.
3 этап – итоговый
- презентация: «Деревья – символы России»;
- выставка работ из листьев берёзы и рябины для родителей;
- чтение стихотворений детьми.
Ирина Долженко, воспитатель, Нина Бессонова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 3, г.Полярный Мурманской области
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии