"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Влияние пальцев рук на развитие речи
Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, активизируются соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже может держать ложку, карандаш. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более сложными и разнообразными, увеличивается многообразие действий, которые требуют согласованности обеих рук.
На всех этапах жизни ребёнка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Но, начинать развитие мелкой моторики необходимо с младенчества, проводя лёгкий массаж ладошек и большого пальчика, выполняя пальчиковую гимнастику, используя различные развивающие игры для тонких движений пальцев рук.
При выполнении пальчиками различных упражнений оказывается благоприятное влияние не только на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. В последние годы в продаже появилось очень много пособий направленных на развитие мелкой моторики, это различные вкладыши и сортеры Монтессори шнуровки, развивающие игры Воскобовича и другие. Конечно, это замечательно, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности даёт малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Мною было изготовлено и апробировано в работе с детьми логопедическое учебно-методическое пособие, которое не требует многих затрат, его можно изготовить в домашних условиях.
Пособие «Волшебное яблоко»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.Материал: шкатулка в форме яблока, сухая фасоль разных цветов (белая, коричневая), бобы, игрушки из киндр-сюрприза, баночка (ведёрко), картинка с изображением курочки (или игрушка), тарелочки, картинки с контурным изображением предметов, картинки с изображением «дорожек».
Ход игры:
«Найди сюрприз»
Положите в «волшебное яблоко» мелкие игрушки (например, из киндер-сюрпризов). «Закопайте» их неглубоко и предложите ребёнку поискать, кто спрятался. Малыш будет пальчиками перебирать крупу, чтобы найти игрушку, и это, несомненно, будет весело и полезно!
«Помоги курочке»
Приготовьте игрушку-курочку или картинку и баночку с фасолью (ведёрко). Разыграйте перед ребёнком небольшое представление. «Курочка несла фасоль в ведёрке к себе домой и нечаянно рассыпала. Давай поможем ей собрать обратно в баночку (ведёрко)». И вместе с малышом собирайте по фасолине в баночку (ведёрко). Побуждайте ребёнка брать пальчиками каждую фасолину. Таким образом, вы развиваете у него пальчиковый захват.
«Покорми курочку»
Поставьте на стол игрушку курицу (картинку). Пальцами одной руки ребёнок захватывает щепотку фасоли и затем как бы «солит», имитируя движение кормления курицы. После проделывает ту же процедуру другой рукой.
«Из тарелки в тарелку»
Другим вариантом игры с фасолью будет перекладывание крупы из одной тарелки в другую по одной.
«Дорожки»
Ребёнок по образцу из фасоли или бобов выкладывает дорожки.
«Фасолевые рисунки»
Ребёнок по контуру картинки выкладывает фасоль или разной по цвету фасолью, бобами заполняет, «разукрашивает» картинку.
Ещё одно пособие, сделанное своими руками, которое доставляет массу эмоций детям и развивает мелкую моторику – это «Весёлая полянка». Пособие представляет собой сюжетную карту для игры-приключения, наполненную различными приспособлениями для манипуляции с ними.
Пособие «Весёлая полянка»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, концентрации внимания, координации.Материал: лист бумаги формата А3, рисунки дерева, дома, бабочек, цветочков, жучков, паучков, машин, крышки от соков, косметики, шнурок, липучки, пуговица, крючки, резинка.
Ход игры:
Вся игра проходит в форме путешествия, которое ребёнок сам придумывает. Маршрут путешествия и старт, так же выбирает самостоятельно. Все действия сопровождаются речью. Например, отправляемся отдыхать на природу. Садимся в машину, доезжаем до заправки, заправляемся. Едем в лес и так далее. Одновременно с речью ребёнок производит определённые действия по ходу маршрута: откручивает и закрывает разные по фактуре и размеру крышечки, кнопки, липучки, пристёгивает пуговицы, натягивает резинки, наматывает нитки.
Пособие «Покорми лисичку-сестричку»
Цель: развитие точности движений пальцев рук, тактильных ощущений, воображения.Материал: небольших размеров бутылка, пустые баночки от киндер-сюрприза, декоративный элемент «глазки», бумага, фломастер, пластилин, фольга.
Ход игры:
Даётся установка «К нам в гости пришла лисичка-сестричка. Она долго бежала по лесу и, наверное, захотела кушать. Давай приготовим для неё разные угощения и покормим». Ребёнок берёт в руки фольгу, отрывает маленькие кусочки, катает из них небольшие шарики. То же делает с листом бумаги и пластилином. Откручивает пробку от бутылки (пасть). И «кормит», заталкивая пальчиками кусочек фольги в «пасть» лисе. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей и воспитателя — превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те упражнения и игры по развитию мелкой моторики, которые понравятся именно вашему ребёнку!
Ирина Елисеева, учитель-логопед
МДОУ №27 ЦРР, Д/с, г.Копейск
Рекомендуем почитать
- Игрушки Томик для детского сада
- Развивающие игры «Корвет»
- Какая фигура должна быть следующей в каждом ряду?
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии