"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Скоро в школу, в первый класс
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Ход занятия
Приветствие «Связующая нить»Цель: создать позитивное настроение и сплочённость группы. Участникам предлагается встать в круг. Психолог, держа клубок, здоровается со всеми, представляется и передаёт клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех, представляется и передаёт клубок следующему, оставляя ниточку у себя (можно обмотать палец). И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью.
Психолог: «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире».
«Хвалилки»
Цель: акцентировать положительные качества участников детско-родительской группы.
Ведущий предлагает родителям назвать три основных хороших качества своего ребёнка. Затем ребёнок называет три основных хороших качества родителя. (Для простоты выполнения для участников имеются шпаргалки с началом «Хвалилки»: «Мне нравится, что ты…… Меня радует …… Я горжусь……», а заключительной и обязательной фразой «Хвалилок» звучит признание в любви: « Я тебя люблю».)
«Права»
Цель: развивать умения отстаивать свои права и умения принимать права другого. Участникам предлагается разделиться на две подгруппы: родители и дети. Задача каждой группы в составлении списка своих прав. (Дети составляют список вместе с воспитателем.) После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка, начинают поочерёдно предъявлять эти права друг другу, причём каждое право может быть внесено в окончательный список тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
«Мои страхи»
Цель: прожить и отбросить страхи в связи с переходом к школьному обучению, формировать навык конструктивных способов выхода из сложных ситуаций.
Ведущий выдаёт родителям «шпаргалки» с началом предложения: «Когда я был первоклашкой, то…» родители рассказывают о том, что их тревожило в первом классе, как они справлялись с этим, к кому обращались за помощью.
Комментарии для психологов: из бесед с детьми было выяснено, что 60% детей боятся оставаться дома одни. Исходя из этого, была договорённость с родителями о том, что в одном из рассказов будет озвучен этот страх. На данном этапе в работе с детьми нет задачи сломать страх, необходимо его легализовать, услышать отзывы, почувствовать поддержку.
«Совместное рисование «Наша семья»
Цель: формировать навык сотрудничества.
Участники разбиваются на пары (или тройки): родитель и ребёнок. Им предлагается нарисовать рисунок на тему «Наша семья» на одном листе в форме лепестка ромашки. После того как все закончат, каждая пара представляет своё произведение, и все лепестки собираются в одну ромашку. Перед окончанием общего занятия родителям предлагается ответить на вопросы теста «Готовы ли вы отдавать своего ребёнка в школу?» (С.К.Нартова-Бочавер, Е.А.Мухортова. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.)
- Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
- Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
- На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
- Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
- Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
- Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
- Мой ребёнок никогда не расстаётся со мной.
- Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
- Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.
- Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!»
Результаты тестирования:
до 4 баллов — это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка;
5–10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ваш ребёнок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
«Свеча любви»
Цель: снять психологическое напряжение.
Дети и взрослые встают в круг. Ведущий зажигает свечу и передает её по кругу со словами благодарности за встречу и пожеланиями любви, добра, здоровья. То же самое делает каждый получивший свечу.
Ольга Усанова, педагог-психолог МБДОУ
Д/с №1 г. Апатиты Мурманской области
Рекомендуем почитать
- Обучающий куб «Умка»
- Конструктор WavePlay
- Квестомания: полезны ли квесты, и стоит ли вообще играть в такие игры?
- Франшиза детских магазинов "Оранжевый слон"
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии