"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Игры «Дидактическая коробочка» и «Умный квадрат»
Игра «Дидактическая коробочка» – своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на конкурсе развивающих игр своими руками интернет-мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» – 2015
Я работаю в детьми от 2 до 10 лет (2-3 года — группа игровой поддержки; 3-10 — логопедическая коррекция, дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ). Предлагаю многофункциональное пособие, которым пользуюсь сама.
Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырёх основных цветов — синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (весна).
Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.
Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.
Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На неё можно прикреплять плоскостные чёрно-белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).
Теперь добавляем кубики:
Игру можно использовать для знакомства детей с цветами, с временами года, геометрическими фигурами, для развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребёнка.
Варианты заданий с игрой:
Коробку можно также использовать как домик-теремок для режиссёрских игр с детьми.
Игровое пособие, как вы видите, крайне многофункционально. Уверена, вы найдёте и свои варианты обучающих игр с ним.
I вариант. Раскладываем раздаточные карточки по полю, на соответствующие предметные картинки. Называем местоположение каждой картинки. Проверяем правильность выполнения задания, перевернув разложенные карточки — должна получиться сюжетная картинка.
II вариант. Последовательность действий та же самая, только теперь взрослый называет местоположение, куда класть карточку.
III вариант. Производим те же манипуляции с карточками, только развиваем речь: ребёнок озвучивает, куда кладёт карточку.
IV вариант. На этом этапе можно ввести в игру магнитную удочку, которой мы «ловим» картинки и раскладываем любым ранее описанным способом.
V вариант. Составляем разрезную картинку. Переворачиваем карточку по названному местоположению или называем предмет, выкладываем на предметную картинку на поле.
VI вариант. Определяем, что лишнее в каждой вертикали, горизонтали, диагонали, озвучиваем почему.
Обучению ориентированию на игровом поле и умению называть части поля можно выделить отдельный этап. Когда дети будут хорошо знакомы с игрой, можно предложить работу в парах. Перед началом игры с удочкой можно назвать её основной цвет, вспомогательные, посчитать полоски каждого цвета. К каждой картинке можно подобрать загадку (отгадай, что у меня?), четверостишие (проговаривать их следует отражённо или ритмично, с использованием шумовых инструментов).
Играйте с детьми себе на радость, им на пользу!
Я работаю в детьми от 2 до 10 лет (2-3 года — группа игровой поддержки; 3-10 — логопедическая коррекция, дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ). Предлагаю многофункциональное пособие, которым пользуюсь сама.
«Дидактическая коробочка»
Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырёх основных цветов — синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (весна).
Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.
Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.
Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На неё можно прикреплять плоскостные чёрно-белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).
Теперь добавляем кубики:
- на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),
- на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),
- на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело-рыжий),
- на четвёртом кубике – цифры или точки.
Игру можно использовать для знакомства детей с цветами, с временами года, геометрическими фигурами, для развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребёнка.
Варианты заданий с игрой:
- подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, жёлтые – к жёлтому и так далее в соответствии с цветом секторов);
- назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет;
- времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребёнок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень);
- развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б) прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор);
- классификация (разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку. Ребёнку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму);
- собери месяцы года (назвать месяцы каждого времени года, если ребёнок правильно назвал месяц, то он прикрепляет
- прищепку на соответствующий сектор);
- найди соседей (назвать соседей месяца. Например, соседи января – это декабрь и февраль).
Коробку можно также использовать как домик-теремок для режиссёрских игр с детьми.
Игровое пособие, как вы видите, крайне многофункционально. Уверена, вы найдёте и свои варианты обучающих игр с ним.
«Умный квадрат»
Игровое поле — это квадрат, разделённый на 9 равных частей с предметными картинками. Раздаточные картинки двусторонние, с одной стороны дублируют игровое поле, а с другой — представляют собой разрезную сюжетную картинку. Это придаёт игрушке вариативность. Вот идеи по использованию квадрата.I вариант. Раскладываем раздаточные карточки по полю, на соответствующие предметные картинки. Называем местоположение каждой картинки. Проверяем правильность выполнения задания, перевернув разложенные карточки — должна получиться сюжетная картинка.
II вариант. Последовательность действий та же самая, только теперь взрослый называет местоположение, куда класть карточку.
III вариант. Производим те же манипуляции с карточками, только развиваем речь: ребёнок озвучивает, куда кладёт карточку.
IV вариант. На этом этапе можно ввести в игру магнитную удочку, которой мы «ловим» картинки и раскладываем любым ранее описанным способом.
V вариант. Составляем разрезную картинку. Переворачиваем карточку по названному местоположению или называем предмет, выкладываем на предметную картинку на поле.
VI вариант. Определяем, что лишнее в каждой вертикали, горизонтали, диагонали, озвучиваем почему.
Обучению ориентированию на игровом поле и умению называть части поля можно выделить отдельный этап. Когда дети будут хорошо знакомы с игрой, можно предложить работу в парах. Перед началом игры с удочкой можно назвать её основной цвет, вспомогательные, посчитать полоски каждого цвета. К каждой картинке можно подобрать загадку (отгадай, что у меня?), четверостишие (проговаривать их следует отражённо или ритмично, с использованием шумовых инструментов).
Играйте с детьми себе на радость, им на пользу!
Ольга Маханева, учитель-дефектолог
Рекомендуем почитать
- У кого самые разнообразные игрушки?
- Самая большая в России витрина детских товаров
- Окружающий мир глазами детей
- Сюжетно-ролевая игра «ЗооСити»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку