"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Су-Джок терапия
Дошкольный возраст – это то самое время, когда активно начинает развиваться речь. И основными помощниками в этом выступают родители. Ребёнок от родителей слышит и учится произносить первые слова и фразы. Поэтому от того, сколько времени будут уделять родители общению с ребёнком, как правильно они будут с ним говорить, зависит и дальнейшее становление правильной речи.
В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву предложил свою оригинальную методику, которая направлена на оздоровление организма. Она получила название – Су-Джок терапия. В переводе с корейского «Су» – «кисть», а «Джок» – «стопа». На кисти и стопе биологически активные точки находятся в таком же строгом порядке, в каком наши органы располагаются в теле. Этот метод поражает своим многофункциональным воздействием. Его можно использовать при лечении болевых синдромов и расслаблении организма.
Су-Джок – пластмассовый шарик-массажёр с маленькими шипами. Он поделён на две равные части. Внутри этого шарика лежат два колечка. Они сделаны из металлической проволоки, которая хорошо растягивается. Шарик нужен для массажа ладоней, а колечки – для массажа пальцев. Когда мы делаем массаж Су-Джоком, мы ощущаем лёгкое покалывание и расслабление. По методике профессора Пак Чже Ву точки, которые стимулируют речевые зоны, находятся на кончиках наших пальцев. Следовательно, нужно больше стимулировать эту зону, но при этом не забывать массировать и другие точки для поддержания здоровья.
У этого метода много достоинств:
- высокая эффективность, которую доказали огромным числом положительных отзывов;
- безопасность и возможность использования в любом возрасте;
- доступность – использование в домашних условиях, детских садах, специализированных школах.
Используя этот метод в логопедическом саду, мы развиваем у воспитанников фонематический слух и восприятие, мелкую и общую моторику, пространственно-временные представления, звуковой и слоговой анализ слов, корректируем произносительную сторону речи, обогащаем словарь, расширяем словарный запас и закрепляем счётные операции.
В работе логопеда Су-Джок используют при дизартрии, ОНР – I, II, III, IV уровней, у детей с ЗПР, СДВГ и др. При проведении массажа педагоги используют материал в стихотворной форме. Это решает сразу несколько задач – массажный эффект и закрепление речевого материала.
Массаж шариком Су-Джок (ребёнок выполняет действия согласно тексту):
Я в руках катаю мяч:
Туда-сюда, туда-сюда.
Покатаю по ладони
И по тыльной стороне
И сожму его немножко в кулачке.
Массаж колечками Су-Джок (ребёнок поочерёдно надевает колечко на каждый палец, при этом проговаривает слова):
Вышли пальцы на полянку, чтобы ягоды собрать.
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – мухомор,
Этот пальчик – землянику,
Этот пальчик – только шишку.
Применение Су-Джок при автоматизации звука «Р» в слогах/в словах (ребёнок последовательно надевает кольцо на каждый палец, при этом чётко произносит слоги или слова):
Ра – ра – ра Работа
Ро – ро – ро Рот
Ру – ру – ру Рукав
Ры – ры – ры Рыба
Применение Су-Джок при изучении лексико-грамматических конструкций («Один – много», «Скажи ласково», «Антонимы», «Посчитай», «Какой?» и т.д.). Педагог передаёт шарик в руки. Ребёнок называет ответ и отдаёт шарик. Если дан правильный ответ, педагог берёт шарик, если нет, то он не берёт шарик до тех пор, пока ребёнок не даст правильный ответ.
Игра «Один – много»
Цель: учить составлять имена существительные в единственном и множественном числе. Например, игрушка – игрушки, книга – книги, стул – стулья, перо – перья.Игра «Скажи ласково»
Цель: учить составлять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребёнок берёт его и называет предмет, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Например, дом – домик, машина – машинка, стол – столик, перо – пёрышко.Игра «Посчитай»
Цель: учить согласовывать существительные с числительными. Педагог называет предмет, ребёнок берёт колечко Су-Джок, считает предмет и по очереди надевает на каждый палец колечко. Например, один стол – два стола – три стола – четыре стола – пять столов.Игра «Антонимы»
Логопед называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребёнок берёт его и называет антоним. Например, день – ночь, зима – лето, добрый – злой, одеть – раздеть.Игра «Какой?»
Цель: уметь образовывать признак от предмета. Педагог называет предмет и передаёт Су-Джок. Ребенок берёт Су-Джок и называет признак. Например, лето – летний, весна – весенний, солнце – солнечный.Применение Су-Джок для развития внимания и памяти. Педагог даёт инструкцию, а ребёнок выполняет: возьми шарик в правую руку, переложи её в левую руку, а затем подними обе руки вверх.
Применение Су-Джок при звуковом анализе слова (используют красный, синий и зелёный шарики). Педагог произносит слово или показывает изображение предмета. Ребёнок выкладывает схему и объясняет свой выбор. Например, к – зелёный шарик, и – красный шарик, т – синий шарик.
Применение Су-Джок при развитии фонематического слуха:
а) педагог просит ребёнка, когда он услышит звук «А», взять шарик соответствующего цвета и поднять его вверх. Звук «А» – гласный, он обозначается красным цветом, соответственно нужно поднять красный Су-Джок. Если звук согласный, нужно поднять синий шарик. Педагог называет цепочку звуков: Б В О С А О А У Н А А;
б) педагог предлагает ребёнку взять шарик в руки и, когда он услышит слог «ПА», вместе с шариком хлопнуть в ладоши. Педагог называет цепочку из слогов: ПА НА БА ТА ПА НА ТА БА ПА.
Применение Су-Джок при изучении и закреплении предлогов. Педагог сажает любую игрушку (например, медвежонка) и просит ребёнка положить шарик за мишку, перед мишкой, около мишки. После просит проговорить, что он делал с шариком.
Игра « Составь предложение»
В этой игре могут участвовать несколько детей. Они должны придумать как можно больше предложений, используя Су-Джок. За каждое предложение ребёнок получает фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберёт фишек.
Эльвира Назимова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии