"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Карта достижений
Цель: представить педагогам технологию работы с мотивацией учащихся, способ совместной деятельности, направленной на сплочение ученического коллектива и визуализацию успеха.
Материалы и оборудование: доски из пенопласта, обтянутые тканью, металлическая сетка, окрашенная в любой цвет, кнопки канцелярские, булавки, маленькие прищепки, декор, маркеры, ножницы, распечатанные мотивационные рисунки, фотографии, картинки, надписи и цитаты.
Примечание: для мастер-класса были заранее заготовлены печатные материалы. В процессе педагоги изготавливали свои надписи и украшали доску фотографиями (по желанию). Для работы с учащимися рекомендую использовать значимые для ребят вещи, декор, фразы и цитаты, общие фотографии, создающие эмоциональную привязку к моменту победы или положительному яркому впечатлению из школьной жизни. Количество материалов рассчитывается по количеству участников.
Ход деятельности
Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о мотивации достижений. Я предлагаю вам изготовить специальную карту, затем повторить процесс с детьми и создать общую доску достижений класса.Ведущий: Для начала давайте разберёмся, зачем нужна мотивация и что может послужить сплочению школьного класса? (Педагоги отвечают.) Очень важный ответ – общая цель. Мотивация, т.е. мотив достижения какой-либо цели. Общая цель – это то, что помогает сплотить совершенно разных ребят в единую команду. Также важна личная мотивация, без неё не достичь собственных желаний.
Ведущий: Посмотрите на примеры, какие карты достижений могут у вас получиться. Некоторые называют их «доской визуализации». Слово «визуализация» происходит от латинского «зрительный» и означает мысленное воображение желаемой действительности. Чтобы добиться желаемого, нужно представить, что цель уже достигнута. Конечно, как котлету не визуализируй, перед тобой на тарелке она не появится. Нужно накрутить фарш, слепить котлету и поджарить её. Так и с любой целью.
Ведущий: Секрет визуализации состоит во вдохновении: оно становится дополнительным стимулом, мотивацией, когда у вас опустятся руки или накатит хандра. Нужно лишь вернуться к образу результата, который напомнит, для чего мы трудимся каждый день и делаем понемногу то, что приведёт к заветной цели. К цели идут маленькими шагами, но дорогу осилит идущий.
Ведущий: Прежде чем приступать к изготовлению доски-карты, создайте образ результата, поставьте цель и наметьте чёткие этапы её достижения: «что нужно для достижения – 1,2,3 и дальше». Возьмите за основу прочный материал, который станет полотном для карты. Это может быть лист пенопласта, обтянутый тканью, пробковая доска, металлическая сетка – всё, на что можно закрепить элементы композиции с помощью булавок, кнопок, прищепок, липучек. Подбирайте материалы соответственно возрасту детей, прежде всего работа должна быть безопасной. Соберите фотографии ваших побед, чтобы потом подвести итоги года или просто вдохновиться на новые свершения. Разместите в центре фотографию, которая вызывает у вас тёплые восторженные чувства. Например, это может быть фотография класса. Также вам понадобятся распечатки вдохновляющих изображений, цитат, девизов, записи подходящих мыслей и пожеланий.
Ведущий: Практики проективных методик в психологии разделяют изображённое так: левая часть доски изображает прошлое, центр – настоящее, правая часть – будущее. Верхняя треть – мысли и мечты, средняя содержит идеи и планы, нижняя треть – поступки. Можно организовать размещение материалов согласно этому плану.
Ведущий: С детьми создавать нужно всем вместе, чтобы каждый внёс свой вклад в работу над доской. Можно взять ваши общие фотографии, значимые вещи, создающие эмоциональную связь со школой, классом, учителем. Позвольте детям самим что-то написать или склеить для доски достижений. Можно прибегнуть и к помощи Photoshop или склеить коллаж. Главное, чтобы, вы видели свою цель в этих изображениях. Помечайте шаги к цели цифрами, рисуйте и намечайте отрезки пути, приклейте стрелочки. Используйте ключевые слова для обозначения основных этапов или важных командных и личных качеств. Оформите карту в виде календаря, где значимые даты будут отмечены как шаги к определённой цели или как памятные моменты в вашей жизни (или жизни класса).
Ведущий: Вся информация в нашей голове хранится в виде схем, поэтому можно оформить доску в виде схемы, чтобы информация с неё лучше запоминалась. Используйте стикеры. Алгоритм, изображённый на карте, должен быть понятен детям и вам самим. Обсудите вместе, какой шаг следует за каким действием, к чему это приведёт, какие личные качества нужны для достижения цели.
Ведущий: В жизни класса и в нашей личной жизни присутствуют различные сферы интересов: это работа, дом, семья, творчество, обучение и развитие, хобби, имидж и так далее. Создавая «доску достижений» класса, можно также разделить всю информацию на сферы: учёба, спорт и активный отдых с классом, праздники, путешествия и экскурсии, уголок родителей, победы и достижения, хобби учеников и другое. Соответственно, материал будет разделён по тематике, а общая цель объединит их в единую систему. Например, это может быть поездка с классом в летний лагерь, или закончить год без троек, или устроить дискотеку на Новый год.
Ведущий: Заключительным этапом будет декорирование, порой оно не требуется, но иногда детям хочется привнести что-то своё, творческое и яркое, в получившуюся работу. Завяжите ленточки по краям, приклейте ракушки или камешки, маленькие игрушки. Украсьте работу. Постарайтесь меньше использовать клей. Карта должна быть «живой», это не картина на стене. Доска будет меняться, дополняться новыми элементами, новыми памятными фотографиями или смешными историями. Их можно снимать и откладывать в коробку, добавлять и цеплять новые. Приклеенные изображения не дадут возможности для изменений и движения вперёд. Пополняйте доску вместе с учениками.
Ведущий: Если вы разместите готовую доску на видном месте, мечты будут чаще напоминать о себе. Это станет хорошей мотивацией и поможет грамотно распределить ресурсы для достижения цели. Каждый раз, взглянув на карту желаний, вы получите дополнительный стимул заняться чем-то полезным, приближающим вас к цели. И она будет достигнута!
Анастасия Афанасенко, педагог-психолог,
МБУДО «Белгородский Дворец
детского творчества», г. Белгород
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии