"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Лыкова Ирина Александровна
Лыкова Ирина Александровна
г. Москва
Доктор педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член-корреспондент Российской академии естественных наук РАЕН.
Место работы: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», заместитель директора по инновационной деятельности, главный научный сотрудник.
Образование: Факультет педагогики и психологии (дошкольной) Славянского государственного педагогического института; аспирантура НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; докторантура Института художественного образования РАО.
Достижения и награды: диссертация доктора педагогических наук на тему «Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников» (2009); 5 монографий, 37 учебно-методических пособий, более 250 статей по вопросам художественного творчества детей в детском саду, начальной школе и семье; парциальные образовательные программы «Цветные ладошки», «Умные пальчики», «Азбука народной культуры», «Мир Без Опасности», «Фанкластик: весь мир в руках твоих» (автор); комплексные образовательные программы «Истоки», «Тропинки», «Мир открытий» (соавтор); программно-методический комплекс «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3-х лет (научный руководитель и соавтор); Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР.
Педагогическое кредо: сложности и неопределённости мира внешнего может противостоять лишь сверхсложность и определённость мира внутреннего – пространства внутреннего избыток.
Как и многие другие девочки, в детстве Ирина мечтала стать учителем, поэтому игры с любимыми подружками и куклами обычно превращались в игру «Школа». А ещё она обожала рисовать, лепить и мастерить забавные игрушки из всего, что попадало в руки, – конфетных фантиков, пёстрых лоскутков, всевозможных природных материалов. От мамы и бабушки Ира рано переняла увлечение рукоделием, научилась шить и вязать.
В школьные годы мечта стать педагогом обрела яркие примеры для подражания. У Ирины были прекрасные учителя, влюблённые в свою профессию. Они же помогли выбрать специальность, в которой, помимо учебного процесса, можно играть, фантазировать, заниматься творчеством. Выбор был сделан, Ирина пришла в дошкольное образование. Сначала педагогическое училище, затем педагогический институт. Интереснейшая работа параллельно в изостудии детского сада и педагогическом институте. И новая мечта – осваивать и разрабатывать методики для развития детского художественного творчества. Для воплощения этой мечты – целевая аспирантура под научным руководством Лии Владимировны Пантелеевой в лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН. Известные всему дошкольному миру учёные Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Т.Г. Казакова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Г.Н. Пантелеев, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова и др. открыли Ирине Лыковой путь в науку и стали наставниками в профессии «педагог-исследователь». Защитив кандидатскую диссертацию на тему «Формирование эстетического отношения к миру средствами декоративно-прикладного искусства» (1994), Ирина Александровна стала смело экспериментировать с полученным педагогическим опытом, применяя его и в роли преподавателя изостудии УВК № 1642 г. Москвы, и научного редактора издательского дома «Карапуз», и старшего научного сотрудника «Центра дошкольного образования им. А.В. Запорожца». Результатом смелых поисков стали развивающие книги и художественные альбомы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, научно-методические статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Методист», «Мой ребёнок», «Управление ДОУ» и – парциальная программа художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки». А после защиты докторской диссертации на тему «Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников» (2009) Ирина Александровна Лыкова разработала, апробировала и предложила педагогам парциальные программы «Умные пальчики» (конструирование), «Мир без опасности», «Азбука народной культуры». Помимо этого, И.А. Лыкова – соавтор комплексных образовательных программ «Истоки», «Тропинки», «Мир открытий»; научный руководитель инновационной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. Все программы прошли экспертизу и размещены в «Навигаторе образовательных программ» ФИРО РАНХиГС.
В настоящее время Ирина Александровна работает в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования в должности заместителя директора по инновационной деятельности и главного научного сотрудника лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова.
г. Москва
Доктор педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член-корреспондент Российской академии естественных наук РАЕН.
Место работы: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», заместитель директора по инновационной деятельности, главный научный сотрудник.
Образование: Факультет педагогики и психологии (дошкольной) Славянского государственного педагогического института; аспирантура НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; докторантура Института художественного образования РАО.
Достижения и награды: диссертация доктора педагогических наук на тему «Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников» (2009); 5 монографий, 37 учебно-методических пособий, более 250 статей по вопросам художественного творчества детей в детском саду, начальной школе и семье; парциальные образовательные программы «Цветные ладошки», «Умные пальчики», «Азбука народной культуры», «Мир Без Опасности», «Фанкластик: весь мир в руках твоих» (автор); комплексные образовательные программы «Истоки», «Тропинки», «Мир открытий» (соавтор); программно-методический комплекс «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3-х лет (научный руководитель и соавтор); Почётная грамота Министерства просвещения РСФСР.
Педагогическое кредо: сложности и неопределённости мира внешнего может противостоять лишь сверхсложность и определённость мира внутреннего – пространства внутреннего избыток.
Как и многие другие девочки, в детстве Ирина мечтала стать учителем, поэтому игры с любимыми подружками и куклами обычно превращались в игру «Школа». А ещё она обожала рисовать, лепить и мастерить забавные игрушки из всего, что попадало в руки, – конфетных фантиков, пёстрых лоскутков, всевозможных природных материалов. От мамы и бабушки Ира рано переняла увлечение рукоделием, научилась шить и вязать.
В школьные годы мечта стать педагогом обрела яркие примеры для подражания. У Ирины были прекрасные учителя, влюблённые в свою профессию. Они же помогли выбрать специальность, в которой, помимо учебного процесса, можно играть, фантазировать, заниматься творчеством. Выбор был сделан, Ирина пришла в дошкольное образование. Сначала педагогическое училище, затем педагогический институт. Интереснейшая работа параллельно в изостудии детского сада и педагогическом институте. И новая мечта – осваивать и разрабатывать методики для развития детского художественного творчества. Для воплощения этой мечты – целевая аспирантура под научным руководством Лии Владимировны Пантелеевой в лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН. Известные всему дошкольному миру учёные Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Т.Г. Казакова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Г.Н. Пантелеев, Л.А. Парамонова, К.В. Тарасова и др. открыли Ирине Лыковой путь в науку и стали наставниками в профессии «педагог-исследователь». Защитив кандидатскую диссертацию на тему «Формирование эстетического отношения к миру средствами декоративно-прикладного искусства» (1994), Ирина Александровна стала смело экспериментировать с полученным педагогическим опытом, применяя его и в роли преподавателя изостудии УВК № 1642 г. Москвы, и научного редактора издательского дома «Карапуз», и старшего научного сотрудника «Центра дошкольного образования им. А.В. Запорожца». Результатом смелых поисков стали развивающие книги и художественные альбомы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, научно-методические статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Методист», «Мой ребёнок», «Управление ДОУ» и – парциальная программа художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки». А после защиты докторской диссертации на тему «Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников» (2009) Ирина Александровна Лыкова разработала, апробировала и предложила педагогам парциальные программы «Умные пальчики» (конструирование), «Мир без опасности», «Азбука народной культуры». Помимо этого, И.А. Лыкова – соавтор комплексных образовательных программ «Истоки», «Тропинки», «Мир открытий»; научный руководитель инновационной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. Все программы прошли экспертизу и размещены в «Навигаторе образовательных программ» ФИРО РАНХиГС.
В настоящее время Ирина Александровна работает в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования в должности заместителя директора по инновационной деятельности и главного научного сотрудника лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова.
Рекомендуем почитать
- Наборы декораций для театральной деятельности по ФГОС ДОУ
- Развивающая подвижная игра VAY TOY
- «Камень-ножницы-бумага» или «лягушка-слизняк-змея»?
- Размышлялки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку