"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Прищепки: просто и полезно
Мы работаем в коррекционном детском саду, в группе для детей с умственной отсталостью. У таких детей снижен познавательный интерес, плохо развита общая и мелкая моторика. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития памяти, мышления, внимания, речи находится в прямой зависимости от движений пальцев рук, позволяющих снять напряжение, развивать речь и психические процессы.
Для того, чтобы сделать нашу работу по формированию познавательного интереса у детей со сниженным интеллектом, развитию мелкой моторики наиболее эффективной, мы решили использовать не только готовые настольные развивающие игры, но и доступные всем предметы домашнего обихода. Их также могут применять родители в играх с детьми. Одним из таких домашних атрибутов стали бельевые прищепки разного цвета и размера.
Преимущество прищепок – их многофункциональность. Прищепки можно использовать в самых разнообразных играх. В одной игре можно решить несколько задач: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, величине и других свойствах предметов, театрализация и речевое развитие.
Мы разработали и успешно применяем на практике систему игр и упражнений с прищепками, провели для родителей мастер-класс, на котором рассказали о том, как можно использовать прищепки для домашних занятий, а также познакомили педагогов ДОУ с нетрадиционной технологией использования прищепок.
Дидактическое пособие «Постирай бельё» используется для развития умения группировать предметы по цвету, формирования самостоятельности в игровых действиях, развития мелкой моторики. Перед детьми лежат стиральные машинки разных цветов и приклеенные на прищепки разноцветные изображения предметов одежды. Варианты игры: «Разложи одежду по цвету машины», «Повесь одежду сушиться». Для этой игры используется резинка, которая натягивается на коробку; ребёнок подбирает прищепки по цвету одежды и прикрепляет на резинку.
Дидактическая игра «Повесь одежду в шкаф». Цель - развитие мелкой моторики, закрепление названий одежды. Дети раскладывают перед собой приклеенные на прищепки изображения предметов одежды, затем прикрепляют их к плоскостному изображению шкафа, при этом отвечают на вопрос «Что повесили в шкаф?». Когда вся одежда развешена, ребята ещё раз называют все предметы одежды. Затем игра усложняется: дети раскладывают на верхнюю полку головные уборы, на среднюю – одежду, на нижнюю – обувь.
Дидактическая игра «Помощники-прищепки» изготовлена из плоскостных силуэтных изображений и разноцветных прищепок. Цель – развитие мелкой моторики, воображения, расширение знаний об окружающем мире, закрепление знаний цвета и формы. В этой игре ребёнок дополняет прищепками недостающие элементы к силуэтным изображениям различных предметов. Например, лучи солнышку, хвост и плавники рыбке.
Дидактическая игра «Укрась солнышко» развивает мелкую моторику, закрепляет знания основных цветов. На плоскостное изображение солнышка ребёнку необходимо прикрепить приклеенные на прищепки бантики разных цветов.
Дидактическая игра «Куда села бабочка?» Игра развивает мелкую моторику, ориентировку в окружающем пространстве. Взрослый, незаметно от детей, прикрепляет прищепку с наклеенной на неё бабочкой на занавеску или любое другое место. Дети ищут, куда села бабочка, с помощью подсказок взрослого (идите прямо, повернитесь, подойдите к окну).
Дидактическая игра «Сделай причёску кукле» также развивает мелкую моторику, воспитывает интерес к сюжетным играм. Дети делают причёски куклам, закалывая заколки к волосам.
Дидактическое пособие «Собери бусы» используется для развития умения чередовать предметы по цвету в соответствии с предложенным образцом, развития мелкой моторики, согласованных действий обеих рук.
Дидактическая игра «Наряди ёлочку» на закрепление цвета и формы предметов. Перед детьми карточки со схемами. Они нанизывают разноцветные прищепки на верёвочку, соотнося свои действия со схемой.
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» также развивает мелкую моторику, способствует расширению знаний об окружающем мире, закреплению цветов. Ребёнок раскладывает перед собой бабочек на прищепках, затем прикрепляет их на цветок соответствующего цвета.
Дидактическое пособие «На чём можно путешествовать?» Игра помогает детям расширить представления о разных видах транспорта (водном, наземном и воздушном), как о средствах передвижения, закрепить их названия, развить познавательный интерес. Детям раздаются картинки с изображением различных видов транспорта (картинки наклеены на прищепки). Ребёнок выбирает и прикрепляет картинки, которые подходят к изображению воды, неба, дороги.
Дидактическая игра «Разложи правильно». Цель – закрепить названия овощей и фруктов, учить пользоваться обобщающим словом. Перед детьми лежат две корзины и приклеенные к прищепкам картинки с изображением овощей и фруктов. Необходимо овощи и фрукты разложить в соответствующие корзины.
Дидактическая игра «Чаепитие» закрепляет знания детей о предметах чайной посуды, продуктах питания, подготавливает детей к сюжетным играм. На круглую коробку, имитирующую стол, дети выбирают и прикрепляют продукты питания, необходимые для чаепития (при этом называют их).
Дидактическое пособие «Времена года» используется для закрепления знаний о временах года, умения находить их характерные признаки. На столе перед детьми лежат картинки с изображением времён года, и там же лежат наклеенные на прищепки карточки с изображёнными явлениями природы. Воспитатель предлагает ребёнку взять одну карточку, прикрепить к картине с соответствующим временем года и объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Кто где живёт?». Цель – закрепить названия диких и домашних животных, формировать представления о среде их обитания, умение обобщать. Перед детьми коробка, разделённая на две части, одна из которых отображает лес, другая – дом. Дети прикрепляют наклеенные на прищепки картинки с изображением домашних и диких животных в соответствии со средой их обитания.
Хочется отметить, что в результате нашей работы у детей произошли улучшения в развитии мелкой моторики, в формировании познавательных интересов к окружающей действительности.
Валентина Шилова, воспитатель
Светлана Щенкова, воспитатель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии