"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Конвергентное образование
Конвергентное образование в дошкольной практике – это целенаправленный процесс интегрирования, пересечения, взаимопроникновения образовательных областей в дошкольном образовании с однозначным приоритетом проектной деятельности в работе с воспитанниками и при наличии разнообразных форм коммуникаций и взаимодействия в педагогическом коллективе с использованием высоких технологий.
Конвергенция (от английского convergence – схождение в одной точке) означает взаимопроникновение технологий, когда границы между отдельными технологиями стираются, а многие интересные результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.
В наших дошкольных группах такой подход осуществляется в рамках тематических недель по темам: «Неделя науки», «Город мастеров», «Мир родного языка», «Путешествие по городам России», фестивалей, таких как «Выбор профессии – выбор будущего», интегрированных занятий и досугов.
В построении заданных тем и задач педагоги дошкольного образования начинают эффективно использовать ресурсы школы и города. Они создают новый образовательный маршрут, посещая школьные музеи, где любой дошкольник может погрузиться в музейную среду, расширить свои знания и кругозор. А также педагоги и дети участвуют в интерактивных программах с использованием Интернет-ресурсов. Такие формы работы помогают превратить образовательный процесс в увлекательную игру с пользой для детей, увлечь их, создать условия для коммуникации.
Так участие в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» – это целый образовательный блок работы воспитателя в группе с детьми и при взаимодействии с родителями. Олимпиада – это продолжение уже сложившейся в столице традиции, объединяющей разные музеи в едином проекте. В Олимпиаде участвует более 190 музеев, парков и усадеб, поэтому каждый воспитатель с родителями выбирает для своей группы самый интересный музей, определяет свой образовательный маршрут, который помогает создать новые условия для развития и общения с детьми.
Перед тем, как посетить, например, интерактивный музей по сказкам П.П. Бажова, велась активная образовательная работа в группе по творчеству уральского писателя-сказителя, интегрировались в работе все образовательные области. Непосредственно в музее наши воспитанники активно отвечали на вопросы по сказам П.П. Бажова, участвовали в конкурсах и играх, познакомились с самыми популярными самоцветами, а на мастер-классе сделали украшение из малахита.
Походу в Музей Пряника предшествовала неделя «Город мастеров». Дошкольники знакомились с изделиями народных промыслов России (презентация «Город мастеров», музыкальный альбом «Народные промыслы России»), научились различать стили декоративной живописи, создали на бумаге один из элементов росписи – декоративный завиток. В музее ребята узнали полную историю любимого лакомства россиян, познакомились с методиками изготовления пряничных шедевров, оценили работы взрослых мастеров, создавших целую сказку, выполненную из теста, мёда и патоки. Дети увидели пряничную Бабу-Ягу в её избушке, огнедышащего Змея Горыныча и других сказочных персонажей. Ребята с удовольствием ответили на вопросы Олимпиады, а в заключении каждый участник расписал пряничную матрёшку своим неповторимым узором.
Уже с ранних лет дошкольников начинаем знакомить с разными науками с целью: разжечь интерес и любопытство, поощрить любознательность к предметам, которые будут изучаться в школе. Ранняя профилизация и профориентация в московском образовании также имеет место быть и захватывает дошкольное образование.
В современной педагогике к тому же используются два очень близких по содержанию понятия – проектное обучение (метод проектов) и исследовательское обучение, которые с большим энтузиазмом используются нашими педагогами в дошкольных группах. Так мы ежегодно проводим в дошкольных группах «Недели науки»:
1. Организация консультаций и мероприятий с педагогами (подготовка к проекту «Неделя науки»).
2. Организация НОД по ознакомлению наук: физика, химия, география, биология – с целью формирования элементарных знаний в рамках интеграции данных наук.
3.Проведение интеллектуальных конкурсов, квестов («Знайка», «Лего-турнир», «Маленький исследователь»).
4.Подготовка рекомендаций для родителей, стендовая работа для родителей.
5.Участие в интеллектуальных конкурсах на уровне города и страны.
Современное образование в Москве расширяет границы возможного. Конвергентный подход к дошкольному образованию выходит уже за рамки учреждения. Школа является не только источником знаний, но и организует образовательную и досуговую жизнь района Левобережный с использованием новейших информационных ресурсов.
Так, встречали участников Фестиваля «Цифровая школа – билет в будущее: МРСД – Москва-Россия». Формат фестиваля был необычный – показаны возможности современного образования и воспитания московских дошкольников в рамках выбора будущей профессии, который прошёл под девизом: «Выбор профессии – выбор будущего». Фестиваль помог воспитанникам творчески раскрыться, пообщаться со сверстниками, расширить горизонты познаний, а родителям заглянуть в возможное профессиональное будущее своих детей.
Проблема исследовательского и конвергентного подхода к обучению стала особенно актуальной в современном мире в связи с тем, что современные социально-экономические, демографические условия, рынок труда и высокотехнологичное производство выдвигают новые требования к профессиональной подготовке специалистов в различных областях. Это должны быть специалисты качественно нового типа: конкурентоспособные, инициативные, компетентные, предприимчивые, высококвалифицированные, способные анализировать и структурировать получаемую информацию, осваивать современные информационные технологии и развивать уже существующие, способные адаптироваться к изменениям в мире. Именно дошкольное учреждение с помощью исследовательских практик, тренингов исследовательских способностей, мониторинга проектной деятельности и закладывает основы и базу для таких специалистов в будущем.
Светлана Майкова, ст. воспитатель,
ГБОУ Школа № 158, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии