"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
С картой и глобусом
Методическая разработка по внедрению основ географии в НОД, проводимая в ДОУ. Данный материал могут использовать в своей работе методисты (старшие воспитатели), воспитатели дошкольных учреждений, родители
Цель: развитие элементарных естественно-научных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
- развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- воспитывать любовь к природе, желание сохранить её красоту и неповторимость;
- закладывать основы нравственного отношения к природе, основы экологической культуры.
Изучение географии в детском саду очень мало освещается, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введён в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми.
Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.
Развитию географических представлений способствуют путешествия по карте, соединение серьёзного с игрой. Для таких игр в качестве игрового и раздаточного материала используются физическая и политическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путешествия. Для своих занятий мы используем продукцию компании «Глобусный мир», так как нашли у них линейку товаров, специально разработанную для детей младшего возраста.
Мы используем разнообразные методы: беседа, чтение художественной литературы, метод познавательных игр, постановка проблемных вопросов, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рассказ, загадки, раскраски на географическую тему, наблюдение, опыт.
Как же начать воображаемое путешествие? Выбираем страну. Придумываем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности. Такие путешествия помогают узнать стороны света, познакомиться с компасом, выучить названия морей и океанов, сравнить растительный и животный мир разных климатических зон, узнать, какие живут там люди, чем занимаются, какие у них дома, архитектурные памятники. Тематические детские иллюстрированные карты хорошо запоминаются своими картинками-символами. Разнообразие этих печатных товаров существенно облегчает процесс подготовки воспитателя к занятию.
На контурные карты вынесены природные и культурные символы разных частей света. К примеру, для Африки – жираф, бегемот, пустыня, саванна, для Антарктиды – айсберги, пингвины, для Австралии – кенгуру, утконосы, коала и т.п. Благодаря таким наглядным пособиям в ходе игровых путешествий карта постепенно «оживает». На общей карте мира можно отмечать флажками государства, которые изучены. Или же использовать для этого скретч-карту, стирая защитный слой. Видя карту с такими яркими обозначениями, дети лучше запоминают страны, с которыми они познакомились, наглядность очень важна для дошкольника.
Для прочности изучения материала вносится игровой элемент. Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать картинки на географическую тему. Путешествие по карте также сопровождается чтением художественных произведений, которые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм, Г.Уланд – Германия, Шарль Перро – Франция, Л.Кэролл, Р.Киплинг, Э.Сетон-Томпсон, А.А.Милн – Англия, С.Лагерлёф – Швеция, Д.Харрис, М.Горам – Америка, Г.Х.Андерсен – Дания, Д.Родари – Италия. Разнообразная детская литература несёт в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Чем больше детям читать, тем обширнее будут его представления об окружающем их мире. Перед чтением нужно побеседовать об авторе, найти на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Если в книге описана какая либо страна, местность, необходимо найти её на карте и провести беседу. Так, читая о проделках Карлсона, найдём на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдём на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.
Очень познавательны видеопрезентации «Модная география», где в интересной форме дети знакомятся с особенностями стран: России, Канады, Японии, Египта, Австралии, Швейцарии и многих других.
Интересна детям и настольная игра «Путешествие по материкам», которая знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырёх сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно вспоминаются животные, населяющие данные материки. Словесная игра «Почта» закрепляет знание названий городов.
При условии систематической работы по окончанию учебного года ожидаются следующие результаты:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
- повышение интереса к природе и бережное отношение к планете;
- использование детьми в речи специальной терминологии, пополнение словарного запаса географическими понятиями;
- повышение уровня наблюдательности, совершенствование умения делать выводы, выдвигать гипотезы;
- заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного материала, накопление практических материалов.
Инна Дмитренко, воспитатель
Рекомендуем почитать
- Миссия журнала «Обруч» — сделать заботу о дошкольном детстве национальной идеей
- Играем в профессии
- И развиваем, и укрепляем
- Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии